Вохрамеева Анастасия Дмитриевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область
Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем современной педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения. В обновленном ФГОС НОО сказано, что личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретением первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе, и в части «научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании».
С того момента, как ребенок приходит в первый класс, его основной деятельностью становится учение. По мнению психологов и педагогов, движущей силой учения является мотивация. И.П. Подласый дает этому понятию следующее определение: "Мотивация - общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности" [1, с. 53].
Специфика интереса в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у человека побуждением вопросов, активностью, стремлением к деятельности. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес - "это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [2, с.94].
Итак, познавательный интерес - это общий феномен интереса, выступающий как интегральное образование личности. Он имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях.
Использование ИОР в урочной деятельности является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры, влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
ИОР (информационные образовательные ресурсы) - это комплексное средство обучения, разработанное на основе государственных образовательных стандартов. ИОР обеспечивает все виды учебной деятельности и позволяет осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу формирования предметных и универсальных компетенций.
Конкретные информационные образовательные ресурсы (ИОР) могут быть эффективно использованы на уроках различных учебных предметов. Рассмотрим несколько примеров ИОР и их возможности для конкретных учебных предметов:
- Конструктор "Scratch" - Учебный предмет: Информатика/Компьютерные науки. Scratch - это интерактивный графический конструктор, который позволяет учащимся создавать анимации, игры и интерактивные истории. С его помощью дети могут научиться программировать, используя блоки с графическими командами, что позволяет им легко осваивать основы алгоритмизации и логического мышления. Они могут создавать собственные проекты, экспериментировать с различными аспектами программирования и делиться своими работами с другими учащимися.
- "GeoGebrа" - Учебный предмет: Математика. GeoGebra - это интерактивное программное обеспечение, которое предоставляет учащимся инструменты для изучения математики через графику, геометрию, алгебру и тригонометрию. С его помощью ученики могут исследовать геометрические фигуры, строить графики функций, решать уравнения и неравенства, проводить численные и аналитические вычисления. GeoGebra стимулирует познавательную активность учащихся, поскольку позволяет им визуализировать математические концепции и проводить собственные исследования.
- "WorldHistoryAtlas" - Учебный предмет: История. WorldHistoryAtlas - это интерактивный атлас мировой истории, который предоставляет доступ к различным картам, графикам и статистическим данным, связанным с историческими событиями и процессами. С его помощью учащиеся могут изучать хронологию исторических событий, исследовать взаимосвязи между различными цивилизациями и культурами, а также анализировать географические и политические изменения в различные исторические периоды. Эти примеры демонстрируют, как различные ИОР могут быть адаптированы для конкретных учебных предметов и способствовать развитию познавательной активности младших школьников.
- "LearningApps" - Учебный предмет: все предметы. LearningApps - Это конструктор для создания интерактивных учебных модулей по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. Это может быть кроссворд, интерактивная головоломка или карточки с заданиями.
В заключение данного исследования следует подчеркнуть важность разработки и применения информационных образовательных ресурсов (ИОР) в учебном процессе для развития познавательной активности младших школьников.
Во-первых, ИОР представляют собой эффективный инструмент, способствующий активизации учебного процесса и развитию познавательной активности учащихся. Их использование позволяет сделать учебный материал более доступным и интересным для детей, что стимулирует их активное участие в уроке.
Во-вторых, проведенный анализ педагогического опыта исследования позволяет выделить оптимальные подходы и методы использования ИОР на уроках различных предметов. Важно учитывать не только технические возможности ресурсов, но и их соответствие учебным целям и задачам, а также возрастным особенностям учащихся.
Литература
- Иванова Н. В. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности // Психология обучения. – 2012. – № 10. – С. 52-60.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова – Москва: Просвещение , – 2009. – 190 с. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 11. – С.78-81.
- Протасов, А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети Интернет / А. В. Павлов // Международный студенческий научный вестник. – 2013. – № 5. – С. 23-28