Медведева Каролина Дмитриевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область
В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования предусмотрено решение задач по профориентации в начальном общем образовании. Важно формирование умения обучающихся адаптироваться к условиям изменяющегося мира, их готовность и способность к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается непременное оказание помощи школьникам в выборе будущей профессии. Согласно данным нормативным документам, профориентация в начальной школе является обязательной.
Вопрос профессионального самоопределения личности – важная научно-практическая проблема, привлекающая внимание специалистов из разных областей. Профориентация – это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. Она может проходить на любом этапе жизни человека. Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное самоопределение является важной задачей, которая помогает понять интересы, способности и принять осознанные решения относительно своего будущего. Для детей с ОВЗ особенно значима ранняя профориентация. Под таковой понимается комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, направленных на ознакомление детей с миром профессий, на формирование ценностного отношения к ним. Ранняя профориентация важна еще и по причине широкого многообразия мира профессий и высокой динамики в нем – дети должны научиться ориентироваться в мире профессий, понимать сущность и специфику разных видов профессиональной деятельности. Именно поэтому важно начитать профориентационную работу с начальной ступени школы.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что младшему школьнику с ограниченными возможностями здоровья достаточно трудно ещё понять некоторые элементы профессиональной деятельности, но при определённых условиях в каждой профессии можно выявить область, которая может быть представлена на основе наглядных образов, жизненных ситуаций, историй и впечатлений работника.
Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.
Младший школьник особенно нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Профессиональная ориентация является не столько выбором школьником профессии на всю жизнь, сколько формированием у ребенка с ОВЗ готовности к профессиональной идентификации, активизации его внутренних ресурсов. Вопрос самоопределения крайне важен, а от ответа зависит дальнейшая жизнь человека. Правильно организованная работа по профориентации дает возможность решить многие проблемы. Чтобы дети умели понимать себя, адекватно оценивать свои успехи в различных видах деятельности.
Широкие возможности для организации профориентационной работы имеет внеурочная деятельность. С помощью возможностей внеурочной деятельности раскрываются личные качества и способности для дальнейшей качественной трудовой деятельности. На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывая ролевые сценки и другое.
Ещё со школьной скамьи формируются важные жизненные позиции, и именно в школе складывается любовь к труду, принятие труда как ценности и его важность. Именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Таким образом, ранняя профориентация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья важна и необходима, согласно стратегии российского образования. Среди методов профориентации могут быть использованы игровые и интерактивные формы работы, мастер-классы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Также важно проводить индивидуальные консультации с ребенком и его родителями для выявления его потенциала и возможностей.
Одним из эффективных средств является применение лэпбуков в процессе ранней профориентации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Но насколько эффективны методы использования лэпбуков для поддержания интереса учащихся к различным профессиональным сферам и помощи им в определении своих профессиональных предпочтений в будущем? Лэпбук – это вид интерактивного портфолио, включающий в себя различные элементы для запоминания и систематизации материала: мини-книги, подвижные элементы, вкладыши, игры и т.д. Он может быть отличным инструментом во внеурочной деятельности особенно для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как является исключительно визуальным инструментом, что позволяет детям лучше усваивать информацию. Они могут использовать изображения, цвета и другие визуальные элементы для запоминания и систематизации материала. Спецификой применения лэпбуков является:
- Развитие творческого мышления: создание лэпбуков требует от детей творческого подхода к оформлению и представлению информации. Они могут использовать различные материалы и техники (например, рисование, вырезание, наклейки) для создания уникальных работ.
- Углубление знаний: лэпбуки могут стать отличным способом закрепить учебный материал, изученный в школе. Дети могут создавать их по различным предметам (например, истории, литературе, науке), что поможет им углубить свои знания и лучше их запомнить.
- Развитие навыков коммуникации: создание лэпбуков в группе может способствовать развитию навыков сотрудничества, обсуждения и обмена идеями между детьми. Они могут учиться выражать свои мысли и идеи, а также слушать и уважать мнение других.
- Поддержка самостоятельности и ответственности: работа над лэпбуком требует от детей самостоятельности и организованности. Они должны планировать свою работу, выбирать необходимые материалы и следить за временными рамками. Такие навыки могут быть полезны в жизни и обучении.
Таким образом, использование лэпбуков во внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ может быть эффективным способом развития их творческих, учебных и социальных навыков.