Павлова Анастасия Александровна, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область
В соответствии с Федеральной рабочей программой "Русский язык", одна из целей изучения русского языка – "использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)…" [6, с.4]. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Ведущие методисты считают главными в обучении правописанию знание орфографического правила и умение его применить, то есть решать орфографическую задачу. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. По мнению Львова М.Р., способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабое развитие является одной из главных причин допускаемых ошибок у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). Задержка психического развития – это особый тип психического развития ребёнка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, обладают низкой орфографической грамотностью. Им тяжело запомнить многие орфограммы в силу своего возраста и особенностей развития, т.к. для них характерна рассеянность внимания, плохая память и неусидчивость. По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте, а дети с задержкой психического развития – от 3 до 22% орфограмм.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости у учащихся с задержкой психического развития: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, низкий энергетический потенциал организма.
Орфографическая зоркость у младших школьников с ЗПР развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных видов работ, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием развития орфографической зоркости.
Развитию орфографической зоркости у учащихся с ЗПР наиболее эффективными следует считать следующие орфографические виды работ:
- Списывание с правильного текста. С этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложненными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике. Это может быть осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
- Письмо заученного наизусть связного текста. Используются специальные упражнения учебника "Диктант по памяти", тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературы. Письмо по памяти можно провести и по следующей схеме:
- Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- Орфографическое чтение учителя, детьми.
- Упражнение в запоминании.
- Орфографическое чтение слов с орфограммами.
- Запись.
- Проверка.
Место на уроке для письма по памяти отводится на любом этапе урока. Это может быть проверка домашнего задания (текст домашнего упражнения), орфографическая разминка, закрепление изученного. Объём, сложность для письма по памяти постепенно усложняется.
- Предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Проводить такие диктанты лучше в начале урока и сопровождать записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Ориентировочно время такой работы – 10 минут.
- Объяснительный диктант. При проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, необходимо письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.
- Работа со словарями. Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарём нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.
- Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо. Приучать детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения, очень важно. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в развитии орфографической зоркости. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка. Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик" [1, с.40]. Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.
- Письмо с простукиванием. Диктуя текст, учитель ударяет карандашом, где присутствует "опасное место", что позволяет ребенку задуматься.
- Творческие работы. Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля.
- Диктант "Проверяю себя". Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, это негативная сторона диктанта "Проверяю себя". Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта "Проверяю себя" состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется [3, с.15].
- Эвристические разминки. Они обеспечивают снятие психологического барьера перед началом умственной работы, активизируют мозг на осмысленное выполнение учебной деятельности, дисциплинируют ум и направляют мысли на продуктивное решение учебных проблем. Например, "Угадай слово". Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Дети записывают составленные слова: Го- ( город, горох, гореть, горизонт).
- Чайнворд. В клетки квадрата, круга, и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
- Шарада. Узнай слово, которое задумано: Задуманное слово однокоренное со словом красный. Приставка в нём такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
- Чтение слов и словосочетаний, записанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании; объяснение орфограмм: Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты. Какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
Орфографическая зоркость у учащихся с ЗПР развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Итак, необходимыми условиями формирования полноценного и прочного орфографического навыка у обучающихся с ЗПР является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития, в частности использование на уроках русского языка разнообразных видов работ, позволяют учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Литература
- Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. – 2019.– № 4 – С. 39-48.
- Буркова Т. В. Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию / Т. В. Буркова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 11-20.
- Капустина Г. М. Обучение детей с задержкой психического развития / Г. М. Капустина. – Москва, 2019. – 198 с.
- Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Логинова; под ред. Л. С. Волковой. , 2022. – 208 с.
- Мисаренко Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для вузов/Г.Г. Мисаренко. – 2-е изд., – Москва: 2023. 314с.
- Федеральная рабочая программа начального общего образования Русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций).– Москва: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", 2022. –110 с.