Педагогическая работа с детьми, имеющими умственную отсталость

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Городецкая Ярослава Владимировна, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область

Умственная отсталость - это состояние, которое влияет на интеллектуальное и адаптивное функционирование ребенка. Такие дети могут сталкиваться с различными трудностями в обучении, общении и социальном взаимодействии. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и уровень поддержки, в которой он нуждается, может варьироваться.

Обеспечение безопасной и поддерживающей среды позволяет детям с умственной отсталостью развивать свои способности, учиться взаимодействовать с окружающим миром и достигать больших успехов в жизни. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты, касающиеся такой группы детей, их особенностей, а также методов, которые могут помочь им в развитии.

Ребенок с умственной отсталостью имеет право обучаться в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации для детей с интеллектуальными нарушениями или в любой общеобразовательной организации по месту регистрации.

Специальное образование в России регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами. Есть отдельный ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, он действует с 1 сентября 2016 года. В данном документе прописаны возможности для обучающихся.

Существуют разные образовательные программы в рамках обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями. В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью они описаны как «вариант 1» и «вариант 2». Варианты отличаются сроками освоения образовательной программы и содержанием предметов. Для каждого ребенка вариант определяется ПМПК и зависит от диагноза и индивидуальных особенностей.

Как правило, вариант 1 рекомендуется детям с легкой умственной отсталостью, предполагает 9 лет обучения, класс состоит из 12 учеников. В конце 9 класса проводится итоговая аттестация в виде экзаменов по основным предметам и трудовому обучению.

Вариант 2 рекомендуется детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, обучение распределяется на 13 лет. В классе обучается 5 учеников. На каждого ребенка ежегодно составляется специальная индивидуальная программа развития. В составлении этой программы принимают участие классный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель адаптивной физкультуры и другие специалисты, в ней же учитывается содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации, если у ребенка оформлена инвалидность. Итоговой аттестации по окончании обучения нет, есть индивидуальные диагностические карты, которые заполняются специалистами школы для каждого ребенка с описанием количественных и качественных изменений его развития.

В программу и варианта 1, и варианта 2 для обучающихся с умственной отсталостью входят коррекционные курсы - индивидуальные занятия или занятия подгруппами с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, специалистом по альтернативной коммуникации, специалистом по сенсорному развитию, специалистом по адаптивной физкультуре. Это та часть программы, которую не может качественно обеспечить общеобразовательная школа. По этой причине дефектологи не рекомендуют оставлять детей с умственной отсталостью в массовой школе и пытаться создавать там условия для обучения.

Вторая причина - существенная разница в содержании программ массовой и коррекционной школы, и эта разница увеличивается в геометрической прогрессии по мере взросления учеников.

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями требует особого подхода и внимательности. Эти дети часто сталкиваются с трудностями в обучении и адаптации к социальной среде.

Каждый ребенок уникален, и важно учитывать особенности его развития. Специальные программы обучения, подстраиваемые под реальные нужды ребенка, могут значительно облегчить процесс. Индивидуальный подход к ребенку с интеллектуальными нарушениями. Работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, требует внимательного и индивидуального подхода. Каждый ребенок имеет свои уникальные потребности и возможности, и важно учитывать это в процессе обучения и воспитания. Первым шагом является проведение тщательной диагностики. Это помогает определить уровень развития, сильные и слабые стороны, что позволяет создать персонализированную программу. Учебные материалы должны быть адаптированы к специфическим потребностям ребенка. Использование простого языка, наглядных пособий и игровых методов делает обучение более доступным. Важно работать не только над академическими навыками, но и над социальными. Уроки групповых игр и взаимодействия помогают детям развивать коммуникацию и эмоциональный интеллект. Регулярная связь с родителями позволяет поддерживать единство в подходах и обеспечивать стабильность в обучении и воспитании ребенка. Индивидуальный подход является основой успешной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, способствуя их развитию и социализации.

Безопасная и поддерживающая атмосфера поможет детям развивать навыки общения и самооценку. Важно привлекать родителей и специалистов для нормализации взаимодействия. Обеспечение поддерживающей среды для детей с интеллектуальными нарушениями является ключевым аспектом их обучения и развития. Вот несколько стратегий, которые помогут создать такую среду:

  1. Эмоциональная поддержка. Создайте атмосферу, в которой ребенок чувствует себя в безопасности. Позитивное подкрепление и одобрение помогают формировать уверенность и способствуют мотивации.
  2. Структурирование пространства. Организуйте пространство так, чтобы оно было комфортным и понятным. Используйте визуальные подсказки и четкие обозначения, чтобы помочь ребенку ориентироваться.
  3. Индивидуальные подходы. Адаптируйте методы обучения в зависимости от уникальных потребностей каждого ребенка. Используйте разные форматы: визуальные, слуховые, тактильные.
  4. Стимулирование взаимодействия. Стимулируйте взаимодействие между детьми. Игровые и командные упражнения способствуют развитию социальных навыков.
  5. Взаимодействие с родителями. Регулярное общение с родителями помогает поддерживать общую стратегию и вовлекать их в процесс обучения.
     Создание поддерживающей среды требует комплексного подхода и учёта индивидуальности каждого ребенка, что способствует их развитию и социализации.

Игровые методы могут быть весьма эффективными для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Вот несколько подходов:

  1. Игры на развитие моторики: конструкторы, мозаики и пазлы помогают развивать мелкую моторику и логическое мышление.
  2. Ролевые игры: использование кукол или фигурок для проигрывания ситуаций помогает ребенку развивать социальные навыки и эмоциональный интеллект.
  3. Образовательные игры: используйте настольные и карточные игры, которые направлены на обучение числам, буквам, цветам и формам.
  4. Арт-терапия: рисование, лепка и другие творческие активности способствуют самовыражению и снижению стресса.
  5. Музыкальные игры: музыка и ритмика могут улучшить настроение и способствовать обучению через движение.

Эти методы создают позитивную атмосферу и делают обучение более увлекательным.

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями - это вызов, но правильный подход и поддержка могут способствовать их успешной социализации и развитию.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить