Уровневые задания как средство достижения предметных результатов на уроках математики у обучающихся с задержкой психического развития

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Девяткина Анна Алексеевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область

Достижение предметных результатов на уроках математики у младших школьников с ЗПР является одной из актуальных педагогических задач для современной образовательной практики. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья прописано, что он направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП НОО и результатам их освоения.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программой предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учётом особых образовательных потребностей групп, в том числе и для детей с задержкой психического развития.

Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

По большей мере у детей с ЗПР страдают познавательные сферы, а именно:

  1. Мыслительная деятельность. Многочисленные исследования особенностей мышления детей с задержкой психического развития показывают, что интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в развитии отдельных компонентов мыслительной деятельности.
  2. Память и внимание. Следует отметить, что учащиеся с задержкой психического развития лучше запоминают наглядный (неречевой материал). При этом качество и продуктивность запоминания невербального материала над вербальным значительно выше, чем у нормально развивающихся детей.
  3. Внимание. Нормально развивающемуся ребенку не составляет особого труда в течение урока следовать инструкциям учителя, выполнять учебные задания разнопланового характера, переключаться с одного вида деятельности на другой. Но для ребенка с задержкой психического развития это становится невозможно. Внимание же детей с задержкой психического развития характеризуется снижением устойчивости внимания, повышенной отвлекаемостью, обусловливающими невозможность выполнения учебных заданий в полном объеме.
  4. Восприятие. Восприятие у детей с ЗПР по сравнению с ровесниками имеет намного меньше граней воспринимаемых ощущений. Малый объем воспринимаемого материала, слабое различие конфигураций объекта, затруднения восприятия сюжетов, явлений, замедленность восприятий, трудности с ориентацией – все это сказывается на развитии ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) прописаны обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей.

Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [17].

Выделяют 2 программы 7.1 и 7.2

Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.

Вариант 7.2 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Современные образовательные подходы стремятся к персонализации и дифференциации обучения, делая акцент на потребностях и способностях каждого ученика. Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели являются уровневые задания, которые структурируют учебный процесс и позволяют учитывать различные уровни усвоения знаний.

Уровневые задания – это дидактические материалы, которые различаются по объему и уровню сложности, по степени способности учащихся, по характеру учебных действий помощи ученикам, а также диагностические тестовые материалы, которые направлены на контроль умений и знаний и выявлении пробелов в них.

Рассмотрим каждый уровень усвоения знаний.

Тема урока: Задачи. Цена, количество, стоимость.

Уровень 1 - узнавание. Уровень воспроизведения по памяти ранее усвоенной информации и способен применять усвоенные алгоритмы деятельности (без помощи извне) для решения типовых задач. Никакой новой информации на этом уровне деятельности не создаётся, а только буквально воспроизводится то, что ранее было заучено.

Цель задания: выявить уровень сформированности знаний по теме "Задачи: цена, количество, стоимость".

 

Уровень 2 - понимание. Характеризуется отсутствием у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

Цель: выявить уровень сформированности знаний и умений по теме "Задачи: цена, количество, стоимость".

 

Уровень 3 - воспроизведение. Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

Цель: выявить уровень сформированности знаний по теме "Задачи: цена, количество, стоимость".

Уровень 4 - применение. Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в не типовых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное.

Цель: выявить уровень сформированности умений по теме "Задачи: цена, количество, стоимость".

Уровень 5 - творчество. Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

Цель: выявить уровень сформированности умений по теме "Задачи: цена, количество, стоимость".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить