Электронно-образовательные ресурсы при обучении для детей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гончаров Николай Васильевич, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область

Важным компонентом современной образовательной системы России стали электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые создают дополнительные возможности для реализации принципов доступности и инклюзии. В рамках программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ЭОР играют ключевую роль, обеспечивая гибкость и индивидуализацию учебного процесса. Они помогают адаптировать содержание уроков под потребности каждого ученика, способствуют развитию самостоятельности в обучении и поддерживают преемственность знаний.

ЭОР могут использоваться как инструмент для интеграции детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников. С их помощью организуется более комфортная и эффективная образовательная среда, где дети с ОВЗ получают возможность учиться наравне с другими, опираясь на цифровые материалы, специализированные задания и интерактивные тренажеры.

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы - это умение организовывать профессиональную деятельность в условиях информационной образовательной среды (ИОС).

Учитель должен сам научиться осуществлять взаимодействие со средой и научить взаимодействовать с ней учеников.

Основные аспекты и характеристики ИОС включают:

  1. Интеграцияинформационных технологий. В основе ИОС лежит использование разнообразных информационных технологий, таких как компьютеры, интернет, образовательное программное обеспечение, интерактивные доски, мобильные приложения и другие цифровые устройства. Эти технологии обеспечивают современные, интерактивные и мультимедийные способы подачи образовательного материала.
  2. Доступ кобразовательным ресурсам. ИОС предоставляет обширный доступ к различным образовательным ресурсам, включая электронные учебники, образовательные порталы, онлайн-библиотеки, образовательные видео, интерактивные учебные материалы и многое другое. Эти ресурсы могут быть использованы для улучшения качества и доступности образования.
  3. Взаимодействиес ИОС. ИОС облегчает взаимодействие между учащимися и преподавателями, а также поддерживает коллаборативные формы обучения. Это может включать в себя совместное использование учебных материалов, участие в онлайн-форумах и чатах, а также использование систем управления обучением для координации учебного процесса.
  4. Персонализация обучения.ИОС позволяет адаптировать обучение под индивидуальные потребности и способности учащихся, предлагая инструменты для персонализированного подхода в образовании. Это включает адаптивное обучение, где системы могут автоматически настраивать уровень сложности и тип материалов в зависимости от успеваемости и предпочтений обучающегося с ОВЗ.
  5. Обучение на основе данных.ИОС часто включает сбор и анализ образовательных данных для оценки эффективности учебных методов и индивидуального прогресса учащихся. Это позволяет преподавателям более точно определять образовательные потребности и оптимизировать учебные планы и стратегии.
  6. Безопасность и конфиденциальность.Важной частью ИОС является обеспечение безопасности и конфиденциальности пользователей, в том числе защита персональных данных учащихся и учителей.
  7. Развитие навыкову обучающихся с ОВЗ в современном мире. ИОС способствует развитию ключевых навыков у обучающихся с ОВЗ, необходимых в современном мире, таких как информационная грамотность, критическое мышление, креативность, умение работать в команде и самоорганизация.

В ФГОС НОО указаны структурные компоненты информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения. Это: 

  • совокупность технологических средств; 
  • культурные и организационные формы информационного взаимодействия; 
  • компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); 
  • наличие служб поддержки применения ИКТ.

ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: 

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным процессам;
  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

 Существуют различные виды ЭОР:

  1. Электронные учебники и методические материалы. Это цифровые версии традиционных учебников или сборники методических рекомендаций,которые обеспечивают основу для изучения определенной дисциплины или темы.
  2. Интерактивные курсы и учебные модули. Представляют собой комплексные обучающие программы, разработанные для изучения конкретных предметов или навыков с использованием интерактивных элементов, таких как видео, аудио, анимация и самопроверка.
  3. Образовательныеаудио- и видеоматериалы. Они включают лекции, документальные фильмы, подкасты и другие аудио- и видеоматериалы, которые могут использоваться для дополнения учебного материала или как самостоятельные образовательные инструменты.
  4. Интерактивные задания и тесты. Цифровые упражнения и оценочные инструменты, предназначенные для закрепления знаний и проверки уровня освоения материала. Они могут включать в себя викторины, кроссворды, задания на соответствие и другие формы интерактивных заданий.
  5. Электронные библиотеки и базы данных. Коллекции цифровых книг, научных статей, журналов и других академических материалов, предоставляющие широкий доступ к источникам знаний в различных областях.
  6. Образовательные платформы и порталы. Онлайн-платформы, которые предлагают комплексные решения для обучения, включая доступ к различным ЭОР, инструментам для коммуникации между учащимися и преподавателями, а также возможности для управления учебным процессом.
  7. Игровые образовательные ресурсы. Игры и приложения с образовательным контентом, направленные на обучение через игровую форму, что повышает мотивацию и вовлеченность обучающихся с ОВЗ.

ЭОР для начальной школы широко представлены в сети Интернет:

  1. Яндекс Учебник.Он представлен в 2019 году для 1- 5 классов по математике и русскому языку. Можно отметить следующие особенности:
  • индивидуальные траектории внутри одного класса;
  • задания можно назначать всему классу или индивидуально;
  • экономия времени на проверке заданий и подготовке к урокам. Задания не нужно проверять, сразу виден результат ученика и статистика по классу;
  • бесплатное дополнение к любому УМК;
  • задания распределены по темам, и учитель легко ориентируется независимо от того, по какой программе работает;
  • подробная статистика успеваемости, компьютер автоматически делает это за учителя, и педагог сразу видит результаты каждого ученика и всего класса в целом.
  1. Федеральное хранилищеЕдиной коллекции цифровых образовательных ресурсов. Было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
  2. Информационная система «Дневник.ру».ООО «Дневник.ру» – российская IT-компания в сфере образовательных технологий, разработчик решений и единой электронной образовательной среды для учителей, обучающихся с ОВЗ и их родителей, администраций образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти. Партнер государства на рынке информатизации образовательного сектора России с 2009 года.  Дневник.ру входит в список наиболее инновационных компаний мира 2014 по версии Всемирного экономического форума. Дневник.ру – это круглосуточный доступ к оценкам, расписанию и домашним заданиям; защищённая социальная сеть для эффективного общения; электронное обучение; полезные и удобные сервисы и приложения; автоматизация зачисления в образовательные организации; содействие в реализации государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде; региональная и федеральная статистика и отчеты.
  3. Российская Электронная Школа.«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Она создается с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися с ОВЗ, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
  4. ЯКласс.ЯКласс - это образовательная онлайн-платформа, предназначенная для учащихся, учителей и родителей, направленная на повышение качества и доступности образования через использование цифровых технологий. Платформа предоставляет широкий спектр образовательных ресурсов, включая учебные материалы, интерактивные упражнения, тесты для самопроверки, а также инструменты для отслеживания прогресса учащихся и управления учебным процессом. ЯКласс разработана с целью адаптации обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика, предоставляя возможности для дифференцированного и персонализированного подхода. Платформа использует алгоритмы адаптивного обучения для анализа уровня знаний и скорости обучения учащихся, автоматически подстраивая сложность заданий и темп обучения. Для учителей ЯКласс предлагает инструменты для создания и управления учебными планами, проведения онлайн-тестирований и мониторинга успеваемости учащихся в реальном времени. Это позволяет эффективнее организовывать учебный процесс, определять области для дополнительной работы и адаптировать материал согласно потребностям обучающихся с ОВЗ.Родителям платформа предоставляет доступ к информации о ходе учебы и достижениях их детей, способствуя большей вовлеченности в образовательный процесс и укреплению связи между школой и семьей. ЯКласс интегрирует современные образовательные методики и цифровые технологии для создания инклюзивной, мотивирующей и эффективной обучающей среды, способствующей повышению качества образования и развитию ключевых компетенций обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества.
  5. Сферум.«Сферум» - это информационно-коммуникационная образовательная платформа для педагогов и обучающихся с ОВЗ. Основная задача платформы - помощь в обучении. «Сферум» не заменяет традиционное образование в классе, а дополняет его и делает более эффективным. К платформе можно подключать школы, заводить в них классы, создавать беседы по предметам и внеучебной деятельности, а также совершать видеозвонки без ограничения по времени и проводить онлайн-трансляции.
  6. Online Test Pad (онлайн тест пад). Online Test Pad –это образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий. В последнее время дистанционное обучение стало актуальным в использовании как способ передачи знаний от педагога к обучающимся с ОВЗ посредством онлайн-платформ, мессенджеров и других технологий. Бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать разнообразные тесты, кроссворды, сканворды, опросники, логические игры, диалоги, с помощью которых можно не только протестировать своих учеников, но и дать им возможность лучше подготовиться к контрольным и ВПР. Провести экспресс проверку уровня усвоения материала по какой-либо теме. По результатам сразу же можно дать рекомендации.  Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать онлайн тест любого уровня сложности. Конструктор тестов предусматривает 14 вариантов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, а также добавление файлов. Результат предоставляется в 4 форматах, для настройки которых есть персональная шкала. По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов (по отдельности или в целом по всем), которая доступна для загрузки в электронной таблице.
  7. Logiclike.Logiclike – это онлайн-платформа, которая предлагает увлекательные игры для развития логического и критического мышления, памяти, концентрации внимания и кругозора. С их помощью обучающиеся с ОВЗ смогут развивать логическое и критическое мышление, научатся анализировать информацию, делать выводы и решать задачи. Также тренировать когнитивные способности, запоминая информацию и концентрируясь на задачах и расширить свой кругозор. Игры на платформе разработаны с участием лучших педагогов и психологов, подходят для людей любого возраста и уровня подготовки. Красочный и удобный интерфейс сделает игровой процесс легким и приятным, а доступность на различных платформах позволит играть где угодно и когда угодно. На платформе присутствуют разные типы игр, начиная от игр на логику и заканчивая играми для развития памяти и пространственного мышления. 
  8. Образавр.Образавр – это онлайн-платформа, которая предлагает видеоуроки, конспекты уроков, тесты и тренажеры для обучающихся с ОВЗ по общеобразовательным предметам. На платформе можно найти множество подходов к образованию обучающихся с ОВЗ: видеоуроки, конспекты, тесты и тренажеры. Это делает обучение не только доступным и понятным, но и увлекательным. Ко всему этому на платформе имеются также персональные рекомендации, система прогресса, рейтинги и активное сообщество, которые помогут учиться с удовольствием и добиваться лучших результатов. Материалы Образавра созданы командой опытных педагогов и методистов, которые знают, как сделать обучение доступным, понятным и увлекательным. Видеоуроки объясняют сложные темы простым языком, конспекты уроков помогут разобраться в теме и подготовиться к контрольной работе, тесты проверят ваши знания, а тренажеры помогут отработать приобретенные навыки. Все материалы разработаны в соответствии с ФГОС, а также учитывают возрастную категорию пользователей, чтобы каждому обучающемуся с ОВЗ было интересно получать новые знания, которые постоянно обновляются и корректируются методистами платформы.
  9. Учи.ру. Это онлайн-платформа, которая предлагает интерактивные игры и курсы по учебным дисциплинам с 1 по 11 класс. Для детей на платформе присутствует маскот – динозаврик, который поможет обучающимся с ОВЗ вместе с ним постигать новые просторы знаний и учиться чему-то новому. Главной целью платформы выступает доступное, увлекательное и, главное, эффективное образование для всех.Для достижения этих целей платформа предлагает множество интерактивных игр по всем учебным дисциплинам, которые помогают детям усваивать пройденный материал в игровой форме, развивать логику, мышление, а также другие не менее полезные навыки. Кроме игр на платформе присутствуют онлайн курсы, персональные рекомендации и прогресс в реальном времени, который помогает родителям и преподавателям наблюдать за обучающемся с ОВЗ. 
  10. Началка.Онлайн. Началка.Онлайн– это онлайн-платформа, которая предлагает интерактивные курсы по математике, русскому языку, окружающему миру и английскому языку для учащихся 1-4 классов. Главной целью данной платформы является помочь детям усвоить знания, где бы они ни находились, платформа доступна на компьютере, планшете и даже на телефоне.  Обучающиеся с ОВЗ в любой момент могут зайти на ресурс и подтянуть свои знания, а сейчас эта платформа начинает пользоваться популярностью даже на самих уроках. Вместо того, чтобы читать учебники, преподаватели предлагают им пройти интерактивные курсы, тесты и задания прямо во время занятия, а потом посмотреть результаты и сразу же обсудить все непонятные моменты с обучающимися с ОВЗ. Это позволяет оптимизировать процесс обучения, снизить нагрузку с преподавателей и отдать больше времени на индивидуальную работу с каждый ребенком, что впоследствии очень положительно сказывается на результатах учащихся и межличностных отношений между учителем и обучающимся с ОВЗ.

Электронно-образовательные ресурсы соответствуют основным идеям ФГОС НОО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося с ОВЗ на основе усвоения универсальных учебных действий, познаний и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Комментарии  

0 #1 Дмитрий 02.12.2024 16:11
Статья отлично раскрывает значимость ЭОР в образовании детей с ОВЗ, акцентируя внимание на персонализации обучения и инклюзии. Описание платформ, таких как “Яндекс.Учебник” и “Российская Электронная Школа”, полезно для практического применения. Однако текст местами избыточен и мог бы выиграть от добавления конкретных примеров. В целом, материал информативен и практичен для педагогов.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить