Кардашина Людмила Николаевна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад 14, Красноуфимск
Согласно положениям "Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года", особое внимание следует уделить дополнительному образованию детей с ОВЗ. Оно должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей дошкольников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени.
На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №14" функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Одной из задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является социальная адаптация и интеграция детей в среду нормально развивающихся сверстников, в том числе посредством участия в олимпиадном и конкурсном движении. На сегодняшний день, для решения поставленной задачи, поиск инновационных технологий, новых форм и методов, в том числе за счет привлечения ресурсов дополнительного образования, является актуальным.
Учитывая интересы и потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и их родителей, была разработана Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Нейроша".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся при ознакомлении с окружающей действительностью через игры и упражнения на нейротренажерах.
В основе Программы лежит нейропсихологический подход, основоположником которого является выдающийся отечественный ученый Александр Романович Лурия.
Системное использование нейротренажеров способствует развитию межполушарного взаимодействия, что положительно отражается на интеллектуальных способностях детей.
Новизна Программы заключается в интеграции содержания занятий по ознакомлению обучающихся с окружающей действительностью и упражнений на нейротренажерах.
Структура занятия традиционная: в теоретической части педагог способствует формированию познавательной активности детей, а в практической — обучает упражнениям на нейротренажерах.
Пример содержания занятия: "С какой ветки детки?"
Теория: Обобщающее понятие "деревья". Инструктаж по выполнению упражнений на балансире, с кинезиомячиком.
Практика: Опыт "Почему осенью листья меняют цвет?". Упражнения на балансире. Упражнения с кинезиомячиком. Пальчиковые кинезиоупражнения. "Двуручное рисование" - "листья деревьев" (по выбору детей).
Проектная деятельность осуществляется во взаимодействии с родителями и способствует формированию метапредметных компетенций обучающихся.
Викторина, как форма контроля, способствует созданию ситуации успеха обучающихся и формированию личностных образовательных результатов.
Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитательных, обучающих и коррекционно-развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Реализация целей и задач данной программы обеспечивается на принципах наглядности, последовательности, доступности, занимательности и личностно-ориентированном подходе. Реализация воспитательного потенциала программы реализуется посредством приобщения дошкольников к базовым ценностям Российского народа на занятиях: "С чего начинается Родина?", "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья", "Чтобы дом построить новый", "Наступает мамин праздник", "Все профессии нужны, все профессии важны", "День Победы".
В результате обучения предполагается не только овладение совокупностью знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися при освоении программы, но и развитие личностного интеллектуального и творческого потенциала.
Выявление одаренных обучающихся основывается на принципе "диагностики развития" Л. С. Выготского. Результаты выявления одаренных обучающихся включают актуальный уровень развития способностей, особенности проявления их в конкретной деятельности, потенциальные возможности одаренных обучающихся, индивидуальные особенности развития их когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности.
У детей с ТНР чаще выявляется художественно-эстетическая, творческая, спортивная одаренность, что подтверждается их успешным участием в олимпиадах и конкурсах: муниципальный конкурс технического творчества детей "Я - будущее" - 2 детей (2 место), экологическая кейс-игра для детей дошкольного возраста "GreenTeam" - 2 детей (1 место), всероссийский детский творческий конкурс "По страницам Красной книги" - 1 ребенок (1 место), всероссийский конкурс семейных проектов технического творчества "Инженерный марафон-2022" - 1 ребенок (лауреат), дистанционная командная онлайн-игра "LEGO GAME" между дошкольными образовательными учреждениями Свердловской области.