Приемы формирования и развития образного мышления у младших школьников с ЗПР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лузгина Юлия Александровна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

Тема формирования и развития наглядно-образного и образного мышления в целом у обучающихся с задержкой психического развития особенно актуальна. Данная категория детей характеризуется фрагментарностью мышления, способностью мыслить "поверхностно", не улавливая сути, стоит ее хоть немного спрятать или завуалировать. Ребенку с задержкой психического развития трудно создать образ, картинку в голове, оперирование созданным образом ему часто вовсе недоступно. В учебной деятельности эта особенность наиболее остра в таком виде деятельности, как решение задач по математике, выполнение логических и творческих заданий. Педагогу часто приходится объяснять ребенку задание с помощью самых разных средств, изощряться в методах для того, чтобы донести до него суть задачи.

Мышление детей с ЗПР характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Ребенок с ЗПР "видит" только то, что лежит на поверхности, на ладони, не углубляясь в суть картинки и не создавая образ. В начальной школе появляются первые проблемы в виде непонимания задачи в учебнике: для ребенка это просто текст, ни о чем ему не говорящий. В голове не создается образа, не появляется сюжет задачи. Поэтому важно своевременно выявить данную проблему, начать как можно ранее оказывать ребенку помощь, осуществлять сопровождение специалистов, вести коррекционно-развивающую работу.

Образное мышление у детей дошкольного возраста

Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью ребенок совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример – это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и тому подобное.

Развитие наглядно-образного мышления у детей – важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах.

Образное мышление. Младшая школа.

Формированию и развитию логического и образного мышления в дошкольном образовательном учреждении способствуют:

  • Игры (например, домино, лото, досочки Сегена). Интерес у дошкольника могут вызвать и специальные головоломки, ребусы и т.п.
  • Совместное чтение вслух различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
  • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления помогает лепка и моделирование в различных техниках.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
  • Семейные праздники, путешествия.
  • Прогулки на природе.

Как развивать образное мышление у младших школьников с ЗПР?

  1. Игра "На что это похоже?" или Друдлы (каракули со множеством значений, которые необходимо описать). Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления). Учитель может самостоятельно нарисовать картинку, состоящую из нескольких элементов (придуманных случайно), показать ее ребенку и предложить описать то, что ребенок представляет себе, далее — ребенок сам дорисовывает элементы, чтобы создать из рисунка свой определенный образ.

На картинках - друдл, который можно дополнить и пофантазировать, создать свой оригинальный объект.

Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР является игра "На что это похоже?". Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе детей.

  1. Эксперимент сказочника

Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом "шкаф". Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие "шкаф" с понятием "пес", то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, "пес в шкафу", "пес на шкафу". Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

  1. Еще один способ - пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием "Палочки". Для ее проведения нужно бросить на стол пять счетных палочек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью палочками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество палочек можно увеличить.
  2. Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
  3. Еще один хороший способ – это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны – те определения, что ему подходят. С левой – разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово "человек". Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову – старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.

Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.