Профориентационная работа с обучающимися с ТМНР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Барагузина Любовь Васильевна, учитель начальных классов, Решетова Лариса Михайловна, учитель начальных классов, МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени", Пермь

В школе с ОВЗ подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Коррекционное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания и обучения в школе для обучающихся с ОВЗ. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Профессиональное самоопределение детей с интеллектуальными нарушениями, является проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов. Следует иметь в виду, что число обучающихся с ОВЗ постоянно увеличивается, а потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения данной категории обучающихся особую актуальность. Высокую эффективность показывает практико-ориентированный характер занятий, одной из форм которого является профессиональная проба.

У нашего образовательного учреждения имеется опыт проведения профпроб для обучающихся с умственной отсталостью.

Система профессионального самоопределения и социализации для обучающихся в школе обусловлена следующими потребностями:

  • для детей:
    • реализовать свой трудовой и личностный потенциал, быть востребованным в социуме;
    • быть занятым трудом, сохранить свой человеческий потенциал;
  • для родителей:
    • снижение уровня психической травмированности родителей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

И эта практика показала хорошие результаты.

В данной статье мы бы хотели остановиться на практике организации профессиональных проб для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР).

Целью нашей работы в данном направлении является достижение максимально возможной адаптированности и интеграции в социум; включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся потребностей и возможностей.

Это обусловлено тем, что наши дети сталкиваются с целым рядом трудностей:

  • ограниченность представлений о мире профессий;
  • ориентация на профессию по внешним признакам;
  • использование ненадежных источников информации о профессии, получение искаженных представлений о них;
  • неумение выделить главное и второстепенное в полученной информации, систематизировать ее;
  • невысокая активность в поиске информации;
  • неумение выстраивать и корректировать жизненные планы.

В процессе прохождения профессиональных проб расширяются и конкретизируются представления детей с ТМНР о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Форма проведения и порядок организации профессиональных проб для данной категории детей имеют свои особенности.

Это не профессиональные пробы в чистом виде, которые по времени ознакомления с одной профессией должны быть не менее 8 часов и включать в себя и теорию, и практику. И, конечно же, "Дневник профпроб" детьми самостоятельно не заполняется.

При планировании форм и места для проведения профессиональной пробы мы учитываем:

  • что это должно быть ограниченное во времени мероприятие,
  • доступное для понимания и выполнения практических заданий данной категорией детей,
  • что дети не только познакомятся с профессией, но и овладеют определенными навыками и умениями, которые пригодятся им в жизни.

При этом мы берем для ознакомления и такие профессии, которые заведомо недоступны для детей, но дети сталкиваются с ними в повседневной жизни.
Формы, используемые нами:

  • мастер-классы;
  • экскурсии с выполнением небольшого практического задания;
  • профориентационные проекты, краткосрочные курсы профориентационной направленности, интерактивные игры.

Мастер-классы – одна из самых распространенных форм организации профессиональных проб для обучающихся с ТМНР. Мастер-классы дети проходят и в стенах образовательного учреждения и, что особо ценно, непосредственно на предприятиях и организациях.

Наши обучающиеся с удовольствием приняли участие в мастер-классах по профессиям "пиццамейкер", "блинопек", "кондитер", "гончар", "переплетчик" (приложение 1).

С большим удовольствием дети ходят на экскурсии профориентационной направленности и знакомятся с профессиями, которые встречаются им в повседневной жизни: провизор, продавец, обувщик, швея, пожарный, оператор почты, профессии работников железнодорожного транспорта и даже театральные профессии – костюмер, бутафор, работник сцены, артист театра (приложение 2)

Особо ценны в нашей работе такие профпробы, в которых принимают участие родители обучающихся, которые непосредственно связаны с той или иной профессией. Нашими родителями проведены мастер-классы по профессиям "парикмахер", "мастер по маникюру", "кондитер" (оформитель тортов) и интересные экскурсии-беседы, на которых ребята ближе узнали о профессиях "летчик", "бортпроводник", "работник таможни", "бухгалтер" (приложение 3).

В течение двух последних лет нами успешно реализуются краткосрочные курсы для данной категории обучающихся, которые тесно связаны с профессиями "ландшафтный дизайнер" и "фотограф". Пожалуй, эта форма проведения занятий оказалась для наших детей самой доступной. В таком формате занятий дети подробнее познакомились с профессиями и приобрели практические навыки, поскольку эта форма по продолжительности проведения и по наполнению материалом оказалась наиболее ближе к профессиональным пробам в чистом виде.

Но при всей проводимой работе мы сталкиваемся с проблемами, которые несколько затрудняют работу в данном направлении.

  1. Это и привычка жить по указке других, и трудности в овладении подаваемого им материала, проявления нарушения дисциплины.
  2. У учащихся слабая (или нет совсем) ориентированность на будущее.
  3. Боязнь общества этих детей, неумение и нежелание окружающих с ними взаимодействовать.
  4. Материальные трудности. Мастер-классы в основном платные.

Практика показывает, что работа, проводимая в данном направлении, очень значима и играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. Какие бы формы ее проведения не выбрало образовательное учреждение, самое главное системность. Целенаправленная и систематическая работа в этом направлении поможет нашим выпускникам успешно адаптироваться в социуме после выхода из стен образовательного учреждения.

И тогда наши обучающиеся смогут:

  • частично участвовать в профессиональной деятельности по определенному виду труда с помощью взрослого (более легкую, не требующую планирования/проектирования часть работы выполняет обучающийся с ТМНР, более сложную часть работы – сопровождающий мастер/наставник);
  • осуществлять элементарные трудовые операции без фиксации на результате трудовой деятельности (трудовая занятость)/быть занятым трудом.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Профориентационная работа с ТМНР.pdf)Профориентационная работа с ТМНР.pdf6765 Кб