Вокалотерапия как инновационная технология коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Юревич Татьяна Анаркуловна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

Использование музыкальной терапии в качестве средства укрепления здоровья детей, особенно с нарушениями речи, является очень актуальным и эффективным подходом. Музыка обладает уникальным воздействием на физиологические и психологические аспекты человеческого организма.

Вокалотерапия, также известная как лечение пением, представляет собой терапевтическую методику, основанную на пении и специальных упражнениях. Это помогает стимулировать работу внутренних органов, нервной системы и повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Применение вокалотерапии на коррекционных занятиях логопеда позволяет решить ряд задач:

  • нормализация мышечного тонуса гортани, мягкого неба, губ и языка;
  • развитие произвольных движений и подвижности артикуляционного аппарата;
  • преодоление дефектов произношения;
  • расширение диапазона звучания, модуляций и развитие силы голоса, высоты и тембра;
  • координация процессов дыхания;
  • развитие интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи;
  • развитие слухового контроля.

Занятия включают в себя несколько компонентов.

  1. Упражнения для напряжения и расслабления мышц шеи, лица и всего тела (не более 2-3 минут).
  2. Дыхательная гимнастика, включающая упражнения для развития дыхания с и без звука, проговаривание чистоговорок и скороговорок, произнесение текста активным шепотом и дыхательные упражнения под музыку с движениями.
  3. Вокальные упражнения, такие, как "тонирование" - напевание длинных гласных звуков. Кроме того, используются изображения гласных звуков («Звуковая дорожка») и логопедические распевки, пропевание звукосочетаний и исполнение песенок. В играх на расширение диапазона голоса, таких как «Чудо-лесенка», каждая последующая фраза произносится с повышением тона голоса.
  4. Развитие динамики голоса через игры с лошадками или использование эха и имитации прилива и отлива в море.
  5. Работа над ритмом речи.

При проведении коррекционных занятий с использованием техники вокалотерапии следует учитывать следующие рекомендации:

  • голосовой аппарат должен работать без напряжения;
  • музыкальные упражнения и песни должны быть построены на коротких фразах, иметь несложный ритм и легко запоминаться;
  • подбор вокальных упражнений должен производиться индивидуально с учетом возраста и особенностей нарушения речи;
  • важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для детей с нарушениями речи;
  • разучивание песен следует начинать с медленного темпа и постепенно приближаться к разговорному темпу.

Элементы вокалотерапии рекомендуется проводить в течение не более 3-4 минут на каждом занятии.

Огромное количество музыкальных чистоговорок (авторы Железновы) используются мной на коррекционных занятиях. Дети с удовольствием их пропевают, что благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей-логопатов.

У детей с нарушениями речи, слуха, голоса, с задержкой психического развития вокалотерапия способствует развитию музыкальных способностей, активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности и улучшении настроения, активизации внимания, в развитии и укреплении дыхательной системы, тренировке мышц гортани и голосовых связок, мышц артикуляционного аппарата, улучшении тембра голоса, что содействует выразительности речи, создании самых благоприятных условий для формирования общей культуры речи.

А использование упражнений и приемов вокалотерапии на логопедических занятиях способствует общему развитию ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М., 2017.
  2. Безант, А. Вокалист. Школа пения: Учебное пособие / А. Безант. - СПб.: Планета Музыки, 2019. – 192 с.
  3. Вокальная работа в детском хоре (учебное пособие), Л.В. Краевая, Л.Л. Равикович; Красноярск, 2017.
  4. Как развить дыхание, дикцию, голос. Э.М. Чарели, Екатеринбург, Издательство Дома Учителя, 2000.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2015.
  6. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Лебедева Л.Д. СПб: Речь, 2015.
  7. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос. – Екатеринбург, Издательство Дом Учителя, 2000.
  8. Шушарджан С. В. Руководство по музыкальной терапии. М., Издательство Триумф, 2016.
  • 00001
  • 00002