Новикова Ирина Александровна, учитель-дефектолог, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9", Верхний Тагил
В связи с развивающейся системой инклюзивного образования и ростом количества детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра актуальной проблемой в организации коррекционно-образовательного процесса является обеспечение квалифицированной и точечной помощи детям данной нозологической группы. Для них характерен постоянный дефицит в способности инициировать и поддерживать взаимное коммуникативное взаимодействие, а также наличие ряда ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов, что обуславливает проблемы социальной адаптации.
Для обеспечения качественной коррекционной и развивающей работы, включения ребенка в образовательный процесс необходима разработка индивидуального маршрута сопровождения этого ребенка в условиях образовательной организации. Данный план позволяет обеспечить необходимое тесное взаимодействие всех специалистов, педагогов и родителей с последующей возможностью включения ребенка с расстройством аутистического спектра в социальное взаимодействие с окружающими.
Первостепенной задачей сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра является определение приоритетных направлений коррекции ребенка и, вместе с тем, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи. Основой для построения эффективного маршрута сопровождения, обеспечивающего необходимую коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, являются результаты комплексного обследования ребенка, которые должны содержать точные данные об уровне актуального развития с использованием специальных оценочных методик.
Методики, применяемые в обследовании детей данной нозологической группы должны обеспечивать подробную оценку всех функциональных сфер, что определяется разноплановым характером их нарушений и неравномерностью развития. Трудность произвольной организации поведения, понимания и выполнения простых инструкций не дает возможности применения классического диагностического инструментария в работе специалистов.
Опыт работы зарубежных коллег в последнее время начал активно использоваться в отечественной специальной педагогике, но, несмотря на апробацию в «местных» условиях, эти методики требуют серьезной дальнейшей адаптации и изучения. Часто объем предлагаемых методик ограничивает возможность их применения, так как процедура тестирования является крайне трудоемкой, утомительной для ребенка и специалистов, длительной по времени, что не всегда отвечает реальным возможным условиям ее использования.
Именно это послужило причиной поиска отечественных подходов к данному вопросу, прошедших апробацию в условиях системы инклюзивного образования нашей страны, авторы которых имеют многолетний опыт практической и научно-методической работы.
Опираясь на вышеизложенные критерии подбора диагностического инструментария, для выявления уровня актуального развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях группы компенсирующей направленности был выбран протокол педагогического обследования под авторством А. В. Хаустова, Е. Л. Красносельской, С. В. Воротниковой, Ю. И. Ерофеевой, Е. В. Матус, А. И. Станиной, И. М. Хаустовой, Т. В. Шептуновой.
Предложенный ими протокол в практической работе решает следующие задачи:
- Обеспечение количественной и качественной оценки уровня развития поведении, коммуникации, речи, игры, восприятия, познавательной сферы, крупной и мелкой моторики, самообслуживания – всех основных областей развития для показа комплексной системы.
- Соотнесение уровня развития ребенка с показателями возрастной нормы с опорой на среднестатистические показатели.
- Возможность представления результатов по каждой области в графическом виде.
- Определение «зоны ближайшего развития» для разработки маршрута сопровождения ребенка в условиях группы компенсирующей направленности и дома.
Протокол представляет иерархическую структуру развития ребенка по областям, что позволяет постепенно развивать навыки в тои или иной сфере, прорабатывая всю базу для ее дальнейшего развития в соответствии с возможностями и особенностями ребенка. Отсутствующие навыки по иерархии развития ребенка являются первоочередными направлениями в составлении индивидуальной программы.
Наглядность предоставления результатов диагностики позволяет в удобной форме объяснить родителю, в чем заключается уровень актуального развития и на что должна быть направлена совместная работа педагогов, специалистов и родителей. Графические изменения шкал в процессе повторных диагностических обследований позволяют выявить «правильность» подобранного индивидуального маршрута сопровождения.
Таким образом, осуществление комплексного подхода к изучению ребенка с расстройством аутистического спектра с целью разработки индивидуального маршрута сопровождения является фундаментом построения эффективной коррекционной и развивающей работы. Выбор используемых методик должен осуществляться на детальном изучении предлагаемого материала с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей, а также социальной и предметно-развивающей среды, в которой находится ребенок.