Использование текстов без границ слов в целях эффективного преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Чехлова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учеников, осваивающих АООП НОО и ООО для обучающихся с ЗПР. Н. И. Буковцева отмечает, что "основным механизмом этого нарушения до настоящего времени остается несформированность различных форм языкового анализа: синтаксического, морфологического, фонематического".

Нужно отметить, что недоразвитие хотя бы одной из этих форм приводит к такому нарушению, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В результате слабого развития фонематического восприятия и психических функций у ребенка медленнее формируется навык анализа и синтеза структуры предложения.

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
  2. Придумать предложение с определённым количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова "грядке", "на", "огурцы", "растут").
  5. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.
  6. Придумать предложение с определённым словом.
  7. Составить графическую схему предложения.
  8. По графической схеме придумать предложение.
  9. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
  10.  Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

Эффективным приемом является использование текстов без границ слов, которое позволяет корригировать характерные для этого вида дисграфии ошибки:

  • необоснованное раздельное написание слов, обычно имеющих приставочно-суффиксальный способ образования (подорожник — по дорожник);
  • слитное написание предлогов и союзов, а также других частей речи, с последующим словом, слитное написание прилагательных с существительными (в дупле — вдупле, синий дым — синидым);
  • нарушения границ предложения внутри текста.

Перед началом работы педагог сообщает ученикам: " Ребята, сегодня мы будем приводить в порядок тексты, слова в предложениях у которых "склеились". Нужно будет правильно разделить предложения на слова. Сначала мы вслух читаем по одному слова, затем записываем разделённое на слова предложение в тетрадь".

Предлагаю вниманию логопедов, учителей и родителей образцы заданий для начальной школы.


1 класс
"Бобры"
Бобрыживутнареке. Ониотличныестроители. Убобровзубыострые,какбритва. Нарекебобрыделаютплотиныизстволовосины.


2 класс
"Белка"
Белкаживётвлесу. Унеёцепкиекоготкиипушистыйхвост. Шустрыйзверёкловкоскачетпо веткам. Белочкалюбиторешкиишишки. Назимухлопотливаяхозяйкасушитгрибы.


3 класс
"Лось"
Ястоялзасосной. Излесавышелбольшойлось. Великан потянулвоздухширокиминоздрями. Онбылхудой, елестоялнаногах. Лосьподошёлкберёзкам. Тамвтравепестрелиядовитыемухоморы. Лосьнагнулголовуиподхватил толстыми губамикрасныйгриб. Яиспугался. Нолосьлечилсяэтимиядовитымигрибами


4 класс
"Всё для победы"
Бабушкаредкоговоритовойне. Еёпапаидедушлинафронт.
Онадевочкой-подросткомпошла работатьназавод. Поночамцехабомбилинемецкиесамолёты. Вражескиебомбыразрушили заводскиестеныикрышу. Нолюдипродолжалитрудитьсяподоткрытымнебом. Длянаших солдатвборьбесфашистамибылваженкаждыйтанк,каждыйснаряд. Рабочиетерпелихолод, голод,нооружиедляармиивыпускалибеззадержки. Ежедневныйподвигвершилвесьнародна фронтеивтылу. Каждый,какмог,приближалПобеду.


Литература

  1. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – с. 47–48.
  2. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 79 с.