Комплексное использование здоровьесберегающих и игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воронина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, МБОУ "Средняя общеобразовательная  школа № 6", Сухой Лог

В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее эффективных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями с учетом их возможностей. Для этого создается в образовательных организациях здоровьесберегающее образовательное пространство, внедряются в процесс обучения современные технологии.

Рассмотрим эффективность использования образовательных технологий в обучении младших школьников с ОВЗ.

В своей практике обучения младших школьников данной категории, считаем, наиболее эффективным комплексное использование на занятиях игровых и здоровьесберегающих технологий.

Игра рассматривается нами как побудитель к познавательной деятельности. В процессе игры, как известно, происходит коррекция психических функций, эмоционально-волевой сферы. Большое значение при этом отводится и образовательной, и воспитательной функциям игры. Игра способствует развитию фантазии и воображения ребенка.

Игры подбираются нами по критериям: соответствие возрасту, времени, месту, изучаемому материалу. Также игры используются нами как одна из форм поддержки на уровне позитивной оценки деятельности обучающихся на разных этапах занятия.

Следующим важнейшим условием эффективной коррекции считаем использование здоровьесберегающих технологий на занятиях. Цель их применения – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Использование физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, психологических и динамических пауз помогают снять утомление и значительно улучшают их самочувствие, повышают работоспособность.

При этом для решения коррекционно-развивающих задач решили использовать игровые и здоровьесберегающие технологии комплексно на разных этапах учебных занятий.

Для создания положительного психологического настроя, например, используем игровое упражнение с использованием индивидуального офтальмотренажера.

Также в начало занятия включаем пальчиковые игры с речевым сопровождением и кинезиологические упражнения; артикуляционные разминки.

Выполнение дидактического упражнения «Напиши слово носом» способствует коррекции зрительного восприятия, памяти, а также способствует снятию зрительного напряжения.

Во время проведения динамических разминок обучающиеся не только меняют свои позы, выполняют движения, но и сопровождают действия дидактическими играми. Часто используем игру «Доскажи словечко».

Для выполнения заданий в режиме движения наглядного материала используем «сенсорный крест». При этом используем такие игры и упражнения, как «Назови правильно», «Назови предметы по теме занятия», «Рассмотри и запомни».

Для разминки и укрепления мышц глаз используем методику зрительно-координационных тренажеров. Схема - тренажер в учебном кабинете находится на потолке. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. При этом сопровождаем с дидактическими играми.

Очень часто на занятиях игры выбираются самими обучающимися, что несомненно способствует развитию их самостоятельности и активности.

Для определения результативности проведенной работы провели сравнительный анализ годовых контрольных работ по предметам «Русский язык» и «Математика», представленных в приложении (разработаны автором).

Считаю, что достижению положительных результатов способствовали:

систематичность, обоснованность использования данных современных образовательных технологий;

создание ситуации успеха у обучающихся;

комплексность и взаимосвязь с другими видами деятельности.

Таким образом, считаем, что комплексное использование здоровьесберегающих и игровых технологий позволяет улучшить психофизические показатели развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, повысить их познавательный интерес к учебному материалу и повысить показатели обученности по учебным предметам.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.doc)Приложение1.doc36 Кб