Комплексное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью по формированию и развитию устной речи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Овечкина Мария Сергеевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Один из основных механизмов реализации комплексного сопровождения, являющегося целью программы коррекционной работы, — взаимодействие специалистов образовательной организации по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационно-просветительское.

На этапе реализации диагностического направления взаимодействие осуществляется в рамках работы ПМПК. По данным обследования, характеристикам обучающихся, особенностям их адаптации специалистами консилиума производится совместный многоаспектный анализ эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер обучающихся с целью определения имеющихся проблем, разрабатывается план мероприятий по комплексному сопровождению каждого обучающегося, заполняются индивидуальные карты учета динамики развития.

Отправной точкой взаимодействия в реализации мероприятий коррекционно-развивающего направления служит планирование задач программ, оптимальных для развития обучающихся. Совместно с педагогом-психологом мы систематизировали задачи развития коммуникативных компетенций и психологической базы речи, что позволяет, опираясь на общие подходы, разработать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с учетом его образовательных потребностей. Организация преемственности по реализации программ учебных предметов и коррекционного курса «Логопедические занятия» основана на принципе системности, который обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы.

При совместном планировании работы с учителями музыки и физкультуры были выделены задачи, коррелирующие с задачами логопедического сопровождения: развитие физиологического и речевого дыхания, координации движения, формирование двигательных умений и навыков общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие ловкости, силы, плавности при переключении; развитие пространственной ориентировки, осознание схемы собственного тела; воспитание и развитие чувства ритма, личностных качеств, умения соблюдать правила; развитие грамматического строя, связной речи, формирование слухового и зрительного внимания, воспитание просодических компонентов речи.

Для решения этих задач в рамках обмена опытом рекомендована используемая мною для коррекции слоговой структуры система игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений, оптико-пространственной ориентации, развитие динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

С учетом объема, содержания учебного материала и планируемых результатов программ по учебным предметам предметной области «Язык и речевая практика» и логопедических занятий, было определено содержание совместной деятельности учителя начальных классов и учителя-логопеда по развитию и коррекции всех компонентов речи. Систематизированная совместная работа учитывается мною и учителем при планировании уроков, индивидуальных занятий по коррекции произносительной стороны речи и групповых логопедических занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Эффективной формой взаимодействия является также организация внеурочной деятельности в логопедической практике.

Это позволяет соблюдать одно из требований ФГОС к условиям реализации программ — создание комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей качество, доступность, открытость и привлекательность процесса формирования языковых и речевых средств для всех участников образовательных отношений. Внеклассные мероприятия проводятся в рамках Недели детской и юношеской книги совместно с учителями начальных классов, педагога-библиотекаря в форме литературного путешествия, викторины, игротеки, фестиваля и посвящены писателю-юбиляру, круглой дате выпуска книги.

Единство в понимании и реализации системы коррекционной работы достигается через консультирование педагогов по выбору оптимальных индивидуально-ориентированных методов развития и коррекции речи, оказание консультативной помощи семье в вопросах решения задач логопедического сопровождения в форме беседы, семинара, тренинга, методических материалов и рекомендаций.

Тематические выступления на педагогических советах, на заседаниях школьных методических объединений по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей и подходам к их обучению формируют у педагогов школы информационную готовность к работе с детьми с ОВЗ и создают условия для организации преемственности.

Выработать и соблюдать единство требований помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. Совместно с учителями начальных классов была разработана стратегия оптимизации учебного процесса детей с тяжелой речевой патологией: предъявление адекватных требований с учетом структуры речевого дефекта обучающихся, опора на наиболее сохранные компоненты речевого развития; подбор соответствующего речевого материала с учетом структуры нарушения (на логопедических занятиях, на уроках, на праздниках); использование альтернативных методов коммуникации - пиктограмм как средства, облегчающего развитие общения; учет возможных специфических (речевых) ошибок; оказание опережающей помощи для предупреждения ошибок.

Реализация взаимодействия участников образовательного процесса позволяет добиться положительных результатов в достижении обучающимися личностных и предметных результатов освоения АООП, в формировании базовых учебных действий, в достижении планируемых результатов логопедического сопровождения, обеспечить условия для создания единого образовательного пространства, оптимизации учебного процесса обучающихся с умственной отсталостью.