Особенности проведения индивидуальных встреч с родителями в группе для детей 4-5 лет с задержкой психического развития

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Растрепенина Екатерина Викторовна, учитель-дефектолог, Сенникова Наталия Анатольевна, учитель-логопед, МАДОУ "Росинка", Новоуральск

В последнее время при поступлении воспитанников в среднюю группу для детей с задержкой психического развития (ЗПР) прослеживается устойчивая тенденция к снижению показателей входящей диагностики: отмечаются все более явные трудности развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, выраженные когнитивные нарушения и задержка речевого развития. Вместе с этим мы сталкиваемся со снижением уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка, их устранением от участия в коррекционно-образовательных отношениях.

Поэтому появляется необходимость изменения и усовершенствования подходов к организации коррекционно-образовательного процесса, в том числе грамотного выстраивания взаимоотношений с семьей для формирования активной родительской позиции.

На начальном этапе мы, педагоги группы для детей 4-5 лет с ЗПР, сталкиваемся с такими проблемами со стороны семьи, как низкий уровень родительской компетентности; невладение медицинской терминологией, ведущей к трудностям осознания серьезности диагнозов; непринятие проблем ребенка; отказ от посещения детского невролога и психиатра и лечения по назначению врача; отстранение от сотрудничества с педагогами группы; установление симбиотических отношений с ребенком; неумение занять ребенка, незнание правил элементарных детских игр, в том числе настольно-печатных; отсутствие желания общаться с ребенком, замещение человеческого общения на гаджеты.

В целях вовлечения родителей в коррекционно-образовательные отношения мы используем различные формы работы, такие как анкетирование родителей, консультации, тренинги, родительские собрания, дни открытых дверей, информационные стенды, папки-передвижки, создание памяток, использование интернет-ресурсов и многие другие [1].

Очень эффективной формой работы с семьей являются индивидуальные встречи. Они обеспечивают конфиденциальность информации, позволяют построить доверительные отношения и продуктивный диалог.

В целях повышения эффективности беседы, составления более полного портрета семьи, особенностей детско-родительских отношений в семье, развития ребенка, а также экономии времени родителя первую индивидуальную встречу с родителями воспитанников нашей группы мы проводим в форме мини-консилиума с участием учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя.

В ходе данной встречи просим рассказать родителей об анамнезе, раннем психо-физическом и речевом развитии малыша [2], знакомим с особенностями развития ребенка на текущий момент, предоставляем информацию о необходимости тесного взаимодействия с узкими специалистами (консультации детским неврологом и психиатром, лечение по назначению), о дополнительной помощи педагога-психолога и других специалистов, знакомим родителей с проектом индивидуального плана коррекционно-образовательной работы, совместно корректируем его с учетом новых сведений о ребенке. В дальнейшем в течение учебного года мы совместно обсуждаем динамику развития воспитанника и при необходимости вносим в план изменения и дополнения.

Индивидуальные консультации – прекрасная возможность теоретически и практически повысить родительскую компетентность в вопросах успешного развития ребенка. Мы объясняем важность проведения в домашних условиях по заданию дефектолога и логопеда регулярной работы, поддерживающей и укрепляющей знания, умения и навыки, полученные в детском саду. Предоставляем родителям рекомендации, простые и понятные инструкции, задания для домашней практики.

В процессе последующих текущих встреч (их количество для каждой семьи индивидуально) мы знакомим родителей с упражнениями, играми и заданиями, направленными на закрепление полученных знаний, умений и на устранение затруднений, которые испытывает ребенок. На данную встречу приглашается родитель совместно с ребенком. Педагог показывает игровые приемы и упражнения, объясняет правила, затем предлагает всем вместе поучаствовать в игровой ситуации, обращая внимание на задачи игры и речевые шаблоны.

Итоговая индивидуальная встреча проводится в конце учебного года. Она направлена на подведение итогов работы за год: мы обсуждаем динамику развития ребенка, эффективность выполнения назначений детского невролога и психиатра, качество выполнения заданий в домашних условиях, а также намечаем направления работы на летний период.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда педагоги и специалисты группы работают в тесном контакте с родителями в атмосфере понимания, уважения и сотрудничества, когда своевременно и в системе реализуется необходимое психолого-педагогическое воздействие, коррекция речи, медицинское лечение.

Увеличение количества посещений семьями детского невролога и психиатра в кратчайшие сроки после проведения индивидуальной встречи доказывает, что форма индивидуальной встречи в виде мини-консилиума является эффективной.

Кроме того, мы отмечаем повышение родительской активности не только количественно (с 30% до 60%), но и качественно. У родителей появляется интерес к деятельности детского сада и результатам коррекционно-образовательного процесса, желание участвовать в развитии своего ребенка, навыки общения и взаимодействия со своим малышом.

Литература

  1. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону, 2007. 154 с.
  2. Мусихина С. А. Организационно-педагогические условия совершенствования педагогической помощи семье ребенка с задержкой психического развития в процессе взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Екатеринбург, 2006, 23 с.