Поэзия в барабанных палочках

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Белова Марина Владиславовна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Красноуфимск

Планирование образовательной и коррекционной деятельности с детьми включает не только работу всех специалистов образовательного учреждения, а также развитие и коррекцию при организации всех видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной.

Больше всего детям нравится деятельностный подход к обучению, технологии двигательного обучения, поэтому не будем игнорировать этот факт и рассмотрим определенный вид ритмической деятельности, как средство социализации детей, развития поэтического и музыкального ритма.

Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. В психологии (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) рассматривают ритм, темп и динамику как необходимые компоненты трудовой деятельности.

Ритмическая деятельность родилась еще в глубокой древности, именно она способствовала совместной плодотворной трудовой деятельности. Например, в Древнем Китае при посадке риса женщины шли по полю, сажая проростки, а мужчины на краю поля отбивали ритм. Также ритм использовали при косьбе для соблюдения техники безопасности и более продуктивной работы. Единый ритм используют для удержания военного строя. Существует множество других примеров из разных стран и времен. Таким образом, исходным в историческом процессе является ритм трудовых движений, вызываемый логикой трудового процесса, впоследствии из трудового ритма постепенно развился ритм художественный, музыкальный, поэтический, танцевальный и так далее.

Так как мы имеем дело с детьми, которые в силу своих особенностей достаточно чутко реагируют на ритмическую деятельность, то было бы недальновидно игнорировать этот факт. С помощью ритмической деятельности мы можем подвести детей к пониманию художественного, музыкального, поэтического ритма.

Работа по развитию чувства ритма не является новой. Ребенок может отстукивать, отхлопывать, оттопывать ритмические структуры. Новизной в моей работе являются ударные инструменты, выполненные из полипропиленовых труб (для безопасности детей и во избежание лишнего шума).

Вспомним общие методические рекомендации: Вначале тренируем ребенка на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов.

Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками).

Затем ребенка упражняют в сочетании движения и речи: маршировка под счет или стих, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов.

Возможны инструкции: «Делай, как я», «Я начну, а ты продолжи».

Рассмотрим варианты работы с помощью этого метода.

Задание

Ответное действие

Результат

Учитель задает ритм

Обучающиеся повторяют ритм индивидуально.

Обучающиеся воспроизводят ритм вместе.

Формируется моторная, двигательная координация, слуховая память через восприятие и воспроизведение количества ударов.

Первый обучающийся задает ритм.

Второй обучающийся задает ритм.

Дети повторяют его по порядку.

Обучающиеся повторяют ритм индивидуально.

Развитие двигательных и творческих способностей.

Учитель задает ритм под речёвку.

Первая группа воспроизводит его.

Вторая группа воспроизводит ритм.

Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других людей.

Развитие умения творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Также можно использовать в работе опорные карточки для отработки ритма и темпа (Приложение 1)

Деятельность учителя.

Деятельность обучающегося.

Ученику дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм.

Ребенку необходимо воспроизвести данный ритм

Учитель отстукивает заданный ритмический рисунок любой карты.

Ученик должен найти нужную карту и показать

Предложите ребенку прослушать 2 (максимум 3) ритмических схемы, положив перед ним соответствующие карты.

Ребенок должен разложить карты в нужной последовательности.

Эта методика позволяет облегчить детям запоминания стихов. Начать работу следует с произведений, имеющих простой ритм (например, стихи А. Барто для малышей). Ребенок начинает слышать ритм стихотворения, делать нужные логические и интонационные ударения, воспроизводит ритм, параллельно проговаривая текст.

На таких занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной сферы (сила удара, темп, двигательная память, зрительно-моторная координация), эмоционально-волевой (поведение, личностные реакции), познавательной сфер (память, внимание, мышление), занятия способствуют развитию общей и речевой моторики (речевые и моторные процессы тесно взаимосвязаны), ориентировке в пространстве и времени (правая, левая рука), нравственно-коммуникативных качеств (умение корректно вести себя в группе во время совместной деятельности).

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.doc)Приложение1.doc382 Кб