Белова Марина Владиславовна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Красноуфимск
Планирование образовательной и коррекционной деятельности с детьми включает не только работу всех специалистов образовательного учреждения, а также развитие и коррекцию при организации всех видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной.
Больше всего детям нравится деятельностный подход к обучению, технологии двигательного обучения, поэтому не будем игнорировать этот факт и рассмотрим определенный вид ритмической деятельности, как средство социализации детей, развития поэтического и музыкального ритма.
Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. В психологии (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) рассматривают ритм, темп и динамику как необходимые компоненты трудовой деятельности.
Ритмическая деятельность родилась еще в глубокой древности, именно она способствовала совместной плодотворной трудовой деятельности. Например, в Древнем Китае при посадке риса женщины шли по полю, сажая проростки, а мужчины на краю поля отбивали ритм. Также ритм использовали при косьбе для соблюдения техники безопасности и более продуктивной работы. Единый ритм используют для удержания военного строя. Существует множество других примеров из разных стран и времен. Таким образом, исходным в историческом процессе является ритм трудовых движений, вызываемый логикой трудового процесса, впоследствии из трудового ритма постепенно развился ритм художественный, музыкальный, поэтический, танцевальный и так далее.
Так как мы имеем дело с детьми, которые в силу своих особенностей достаточно чутко реагируют на ритмическую деятельность, то было бы недальновидно игнорировать этот факт. С помощью ритмической деятельности мы можем подвести детей к пониманию художественного, музыкального, поэтического ритма.
Работа по развитию чувства ритма не является новой. Ребенок может отстукивать, отхлопывать, оттопывать ритмические структуры. Новизной в моей работе являются ударные инструменты, выполненные из полипропиленовых труб (для безопасности детей и во избежание лишнего шума).
Вспомним общие методические рекомендации: Вначале тренируем ребенка на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов.
Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками).
Затем ребенка упражняют в сочетании движения и речи: маршировка под счет или стих, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов.
Возможны инструкции: «Делай, как я», «Я начну, а ты продолжи».
Рассмотрим варианты работы с помощью этого метода.
Задание |
Ответное действие |
Результат |
Учитель задает ритм |
Обучающиеся повторяют ритм индивидуально. Обучающиеся воспроизводят ритм вместе. |
Формируется моторная, двигательная координация, слуховая память через восприятие и воспроизведение количества ударов. |
Первый обучающийся задает ритм. Второй обучающийся задает ритм. |
Дети повторяют его по порядку. Обучающиеся повторяют ритм индивидуально. |
Развитие двигательных и творческих способностей. |
Учитель задает ритм под речёвку. |
Первая группа воспроизводит его. Вторая группа воспроизводит ритм. |
Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других людей. Развитие умения творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми. |
Также можно использовать в работе опорные карточки для отработки ритма и темпа (Приложение 1)
Деятельность учителя. |
Деятельность обучающегося. |
Ученику дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм. |
Ребенку необходимо воспроизвести данный ритм |
Учитель отстукивает заданный ритмический рисунок любой карты. |
Ученик должен найти нужную карту и показать |
Предложите ребенку прослушать 2 (максимум 3) ритмических схемы, положив перед ним соответствующие карты. |
Ребенок должен разложить карты в нужной последовательности. |
Эта методика позволяет облегчить детям запоминания стихов. Начать работу следует с произведений, имеющих простой ритм (например, стихи А. Барто для малышей). Ребенок начинает слышать ритм стихотворения, делать нужные логические и интонационные ударения, воспроизводит ритм, параллельно проговаривая текст.
На таких занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной сферы (сила удара, темп, двигательная память, зрительно-моторная координация), эмоционально-волевой (поведение, личностные реакции), познавательной сфер (память, внимание, мышление), занятия способствуют развитию общей и речевой моторики (речевые и моторные процессы тесно взаимосвязаны), ориентировке в пространстве и времени (правая, левая рука), нравственно-коммуникативных качеств (умение корректно вести себя в группе во время совместной деятельности).