Гаренских Анастасия Олеговна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил
"Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!" Константин Дмитриевич Ушинский
Одной и важнейших задач образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ является обеспечение условий для развития всех обучающихся, а в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ОВЗ. Главным принципом работы педагога-психолога в развитии высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у младших школьников с задержкой психического развития является принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, создаются специальные психолого-педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в общество.
Одним из относительно новых методов психологической помощи обучающихся с ОВЗ является песочная терапия. Благодаря работе с песком, у обучающихся развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира, создаются условия для психологического комфорта ребенка. Игра с песком является естественной и доступной для каждого особого ребенка формой деятельности. Обучающиеся часто словами не могут выразить свои переживания, страхи, и тут им на помощь приходят игры с песком, а песочница служит прекрасным посредником для установления контакта с детьми. Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с обучающимися данной категории.
На сегодняшний день для работы с обучающимися с ОВЗ предлагаются к использованию различные инновационные методы работы, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, целью которых является формирование навыков социальной коммуникации, пополнение знаний и представлений об окружающем мире, повышение исследовательской и творческой активности обучающихся. Одной из таких инновационных форм работы является интерактивная песочница iSandBOX, которая представляет собой интегративный комплекс, имеющий 26 режимов, с помощью которых можно решать задачи по развитию цветового восприятия, познавательной сферы, сенсорному развитию, коррекции памяти, внимания, моторных нарушений, а также снятию эмоционального напряжения.
Значительным преимуществом интерактивной песочницы перед другими информационно-коммуникативными технологиями являются:
- высокий уровень мотивации к процессу обучения;
- высокий уровень развития чувствительности и мелкой моторики;
- интенсивное развитие познавательных функций и речи;
- возможность использования как индивидуального, так и группового формата работы;
- высокий уровень развития исследовательской, творческой активности, пространственного воображения, возможность построения гармоничного образа мира.
Во время занятий в интерактивной песочнице происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственная, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Проигрывая взволновавшие детей ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему активно помогает живой и красочный мир интерактивной песочницы.
В какие игры можно играть в интерактивной песочнице iSandBOX?
Рисование. Младшие школьники с ОВЗ могут создавать на песке свой мир, передавая собственные эмоции и настроение. Можно давать задание рисовать что-то по определенному образцу.
Развивающие занятия. С обучающимися можно проводить игры на развитие мышления, памяти, внимания. Например: "Найди квадрат, круг", "Какой буквы не хватает?", "Что нужно дорисовать?", "Кто спрятался?", "Кто лишний".
Релаксация. Педагог-психолог, используя режим "Природа" может продемонстрировать на песке мелкий дождик, устроить отдых на берегу моря, или просто включить режим "Релаксация", взаимодействие с которым направлено на снятие эмоционального напряжения и тревоги.
Используя возможности интерактивной песочницы мы моделируем различные коррекционные занятия для детей с различными видами нарушений. Большим преимуществом iSandBOX является универсальность его режимов. Это означает, что возможно использовать один режим для разных возрастных групп и для решения различных задач. Например, используя режим "Времена года" с первоклассниками мы расширяем временные представления, проигрываем сказку, а с обучающимися 4-х классов, на этом же режиме, мы закрепляем социально-бытовые представления о временах года: как одеваться, в какие игры играть на улице, техника безопасности в каждый временной период, расширить знания об окружающем мире.
Таким образом, занятия в интерактивной песочнице iSandBOX развивают коммуникативные навыки, улучшают эмоциональное состояние ребенка, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности и обеспечивает эмоциональный комфорт.
Список литературы
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии". - Санкт-Петербург. : Речь, 2005 – С. 35-106.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования - Москва: АРКТИ, 2005. – С. 46-53.