Игнатьева Марина Николаевна, Ичетовкина Надежда Демьяновна, педагоги-психологи, МАДОУ Детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск
Профессия педагога - одна из наиболее сложных и энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Нам посчастливилось жить в быстроменяющемся мире, в мире высоких технологий и информации. От педагога ДОУ сегодня требуется умение не только адаптироваться к возникающим изменениям (выход новых документов, регламентирующих педагогическую деятельность: ФГОС, Закона об образовании, ФОП и ФАОП), но и умение осваивать инновационные практики, современные педагогические технологии. В своей деятельности педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов.
Наш детский сад посещают дети с разными типами нарушений в развитии. С каждым годом мы наблюдаем не только увеличение количества детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и более выраженное качественное своеобразие и глубину нарушений, а также увеличивающееся количество детей с сочетанными нарушениями, с нарушением эмоционально-волевой сферы, с психопатоподобным поведением, ранним детским аутизмом. Таким образом, мы видим, насколько усложняется работа педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. От них требуется не только владение современными образовательными технологиями, но и знание типов нарушенного развития и особенностей их психического развития; владение универсальными средствами и приемами организации детей, снятия и пропедевтики острых эмоциональных реакций.
2021-2022 учебный год выдался особенно сложным, когда все сотрудники вышли на рабочие места после пандемии. Длительная изоляция, высокий процент случаев заболеваемости COVID-19, разобщенность, настойчивое внушение средствами массовой информации необходимости изолироваться, избегать социальных контактов — все эти факторы оказали влияние на психологический климат в коллективе, результаты исследования которого по методике А. Н. Лутошкина показали следующее: 17 % педагогов имели низкую степень благоприятности, 55 % — среднюю, 28% — полностью удовлетворены климатом.
Для решения выявленных проблем нами был разработан и реализован цикл мероприятий по психологическому сопровождению педагогов детского сада.
Были определены задачи:
- развитие и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов;
- сплочение педагогического коллектива;
- создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях;
- профилактика эмоционального выгорания, профессиональной деформации.
Выстраивая систему сопровождения, мы определили 2 основных направления работы: повышение психолого-педагогической компетентности и профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания.
В целях повышения психолого-педагогических компетенций мы наметили и провели цикл семинаров-практикумов, на которых педагоги рассмотрели, как выстраивать доверительные, партнерские отношения с родителями воспитанников; разработали психологические речевые настройки для создания в группе атмосферы доброжелательности и защищённости, эмоциональной поддержки; поупражнялись в построении эффективного общения с родителями; обучились практическим приемам по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями; отработали навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций; поделились друг с другом приемами и играми на развитие эмоционального интеллекта у детей.
Следующее направление нашей работы - профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов. Подавляющее большинство педагогов нашего детского сада имеют стаж работы от 20 лет и выше. По данным научных исследований эмоциональное выгорание может наступать уже после 5 лет работы и к 20 годам стажа наступает у подавляющего числа педагогов. Как известно, профессиональная деятельность — это стержневая, ведущая характеристика личности. При этом освоение профессии неизбежно приводит к изменениям в структуре личности. Еще в 1921 году Питирим Сорокин ввел в научный обиход термин «профессиональная деформация» для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на личность.
С учетом результатов проведенных диагностических обследований мы составили и провели мероприятия, направленные на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации.
На тренингах педагоги познакомились с понятиями «эмоциональное выгорание», «профессиональная деформация», их основными причинами и симптомами; педагоги осваивали способы снятия напряженности, учились навыкам саморегуляции; работали с негативными чувствами, заряжались положительными эмоциями, укрепляли установки на позитивный настрой.
Сравнительный анализ результатов показал, что психологический климат в коллективе стал более благоприятным. Показатели индекса сплоченности заметно улучшились.
Литература
- Коммуникативный тренинг Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб.: Издательство «Речь», 2007.
- Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П. М.: Издательский центр «Книголюб», 2004.
- Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги/ авт.-сост. Ельцова О.М. – Волгоград: Учитель, 2010.