Развивающая среда кабинета педагога-психолога как ресурс подготовки детей к школьному обучению детей с ОВЗ и инвалидностью в условия ДОО

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Купцова Ирина Сергеевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 39 "Родничок", Цементный

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. По данным диагностики первоклассников, дети сталкиваются с проблемой в заданиях, где нужно произвести классификацию, а также у них недостаточно сформированы предпосылки к овладению звуковым анализом и синтезом, развитие пространственных представлений и зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвинул основные задачи к содержанию образовательной программы периода детства: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, имеющих психофизические особенности (в том числе ограниченные возможности здоровья).

 Многочисленные исследования психологов показали, что о готовности ребёнка к школе нужно судить не только по его умению читать и считать, но также и по другим показателям:

  • Поведенческий показатель. Не все дети старшего дошкольного возраста могут регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции.
  • Мотивационный показатель. Чаще всего ребёнок личностно дозревает к 7 годам, принимает на себя роль ученика, его мотивация меняется с игровой на учебную.
  • Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации.
  • Показатель коммуникативного развития. Под коммуникативными способностями подразумевается комплекс индивидуально- психологических качеств личности ребёнка, уровень знаний, умений, навыков социально-коммуникативной деятельности, желание и потребность вступать с социально-коммуникативную деятельность, умение анализировать и адекватно оценивать социально – коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние при взаимодействии с окружающими людьми. Дошкольник, владеющий развитыми коммуникативными навыками, легче проходит период адаптации к школе.

Таким образом, возникает проблема в построении моей работы как педагога-психолога при подготовке детей, в том числе и детей с ОВЗ, подготовительной группы к школьному обучению: подобрать и использовать наполнение развивающей среды кабинета таким образом, чтобы помочь детям с различным уровнем развития повысить готовность к школе по всем четырём показателям, при этом способствуя мягкому переходу от игровой деятельности в детском саду к учебной деятельности в школе.

Игровая методика обучения является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Один из "инструментов" - Мини-набор "Приоритет-М". Использование мини-набора помогает развивать способности и возможности, заложенные природой.

Из опыта психолого-педагогического сопровождения девочек с ДЦП (Приложение 1, фото1). Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти на первый взгляд незаметные навыки развивают мелкую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе решения практических задач у дошкольника с ОВЗ формируется важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

Игровые наборы М. Монтессори способствуют отработке начальных математических навыков, развитию логического мышления, памяти, концентрации внимания. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика, формируется понятия цвета, размера, формы. На досках можно рисовать мелом, маркерами, выкладывать слова, простор для творчества. (Приложение1, фото 2)

Использование балансира-лабиринта помогает детям с ОВЗ развивать координацию, укреплять все мышцы тела, улучшать мозговую деятельность, вырабатывать чувство равновесия.

Песочный стол с подсветкой может использоваться как для релаксации, так и для развития творческих способностей. Можно использовать различные фигурки. (Приложение 1, фото 3)

В конце занятия детям предлагается на выбор средства релаксации: кресло-мешок, сухой дождь, волшебный шар, пальчиковый бассейн.

В результате проделанной работы воспитанники имеют способность планировать разные виды умственной деятельности, делать выводы. У большинства детей присутствует мотивация к школьному обучению, знают о правилах поведения в школе, выполняют нормы и правила. Дети адекватно реагируют на различные эмоциональные состояния других людей, понимают свои собственные чувства и действия. Дети осуществляют совместную деятельность в коллективе, дифференцированно используют вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.doc)Приложение1.doc157 Кб