Развитии речи младших школьников с ОВЗ с применением информационно коммуникативных технологий

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Голованова Галина Романовна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Мы живем в век высоких технологий, постепенная трансформация бумажных пособий в электронный вариант значительно облегчит профессиональную деятельность учителя-логопеда и других педагогов.

Одним из приоритетных направлений модернизации в образовании, решающих эти задачи, является внедрение в учебный процесс средств информационно коммуникативных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

ИКТ – это процессы и методы взаимодействия с информацией, осуществляющееся с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации и медиа средств.

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки к обучению грамоте, предупредить появление вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников и т.д.

Преимуществом использования мультимедийных средств является: экономия времени на изготовление наглядного материала, возможность специалиста проводить занятия в дистанционной форме обучения, преобразование учебного процесса, разнообразие форм проведения и т.д.

Пособия в электронном варианте наиболее заинтересовывают современного ребенка, нежели бумажные. Это значит, что повышается мотивация к выполнению различных упражнений и игр, направленных на развитие всех компонентов речи.

Информационно коммуникативные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).
  2. Как сопровождение объяснения учителя-логопеда и других педагогов.
  3. Для рефлексии.
  4. Для среза знаний.
  5. Для коррекционной работы с детьми, обучающимися в школе и на домашнем обучении.
  6. Для отработки и закрепления нового материала и т.д.

Способы применения ИКТ:

  1. Демонстрационный (демонстрация материала). Данный способ эффективен, если логопеду необходимо изложить какую-либо информацию или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программах Movie Maker и PowerPoint.
  2. Компьютерный лого-тренажер, основанный на принципе прямого "общения" с компьютером во время закрепления изученного материала по русскому языку, автоматизации звуков, контроля усвоения приобретенных навыков, развития когнитивных процессов, речевых функций и т.п.
  3. Дистанционный (online) способ – это способ позволяет учителю и учащимся взаимодействовать между собой на расстоянии. Он отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ, а именно детей с нарушениями речи эффективно влияет на коррекционную работу. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала на коррекционных занятиях, усиливается интерес детей к обучению.