Ямщикова Екатерина Владимировна, социальный педагог, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Красноуфимск
Программа "Доступная среда" в ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат" была разработана в 2016 году, сроком действия до 2030 года. В ходе реализации мероприятий по целевой программе "Доступная среда", которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни, в учреждении создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе-интернате обучаются дети с нарушением интеллекта. По состоянию на 17.11.2023 года в школе обучается 121 ребенок. Все дети имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них признаны детьми-инвалидами – 39 детей (32%), на индивидуальном обучении на дому находится – 25 детей (64%). По 2 варианту обучается 25 детей – инвалидов (64%), по 1 варианту – 14 человек (36%). Дети-инвалиды имеют следующие отклонения: множественные нарушения в развитии имеют 24 ребенка (62%), из них: нарушения языковой и речевой функции – 17 человек (43%); нарушение функции верхних конечностей – 5 человек (13%); нарушение функции нижних конечностей – 8 человек (21%); нарушение опорно-двигательного аппарата – 6 человек (15%); нарушение функции зрения – 2 человека (5%); нарушение функции слуха – 1 человек (3%); нарушения мочевыделительной системы – 6 человек (15%).
Образовательная деятельность в школе-интернате осуществляется в основном здании школы, где организован образовательный процесс, и двух спальных корпусах для мальчиков и девочек на 30 мест каждый. Здания и прилегающая территория учреждения соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам. Установлены пиктограммы обозначения объектов на территории и в здании. Для обеспечения возможности беспрепятственного входа в школу, спальные корпуса и выхода они оборудованы пандусом, кнопкой вызова, табличкой, информирующей о доступности объекта. Для обеспечения условий доступности инвалидам по зрению при входе в объект находится вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Доступны входные группы; достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок. Санитарно-гигиенические помещения обустроены с учётом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе создана специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответствии с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, в школе выделяются следующие развивающие среды: сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Для этого в школе оборудован кабинет психолога, который оснащен необходимым оборудованием для сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Это спортивный зал, спортивная площадка, кабинет адаптивной физкультуры и ЛФК, в которых имеется специальный спортивный инвентарь. Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. В учебных кабинетах содержится специально подобранный материал (пособия, дидактический и раздаточный материал и др.), кабинеты оснащены ПК и выходом в Интернет, имеются проекторы и интерактивные доски.
В течение учебного процесса "Доступная среда" активно используется учителями и специалистами школы. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение учебной деятельности, перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новых этапах обучения, профессиональное самоопределение. Работа социального педагога направлена на создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка, на оказание помощи обучающимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера. Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счёт формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путём развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма. Квалифицированные специалисты школы оказывают услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе родителям, имеющим детей-инвалидов, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежегодно обучающиеся нашей школы становятся победителями и призёрами в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различной направленности в разных возрастных категориях детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Выпускники нашей школы, продолжая обучение в профессиональных училищах города, успешно представляют не только свои образовательные организации, но и Красноуфимское городское общество инвалидов "Надежда".
Таким образом, реализация мероприятий по целевой программе "Доступная среда" содействует развитию и включению особых детей в среду сверстников. Наши обучающиеся стали более активными, доброжелательными, открытыми к культурному общению. В итоге проводимая работа способствует интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общество, что является основным планируемым результатом программы "Доступная среда".