Сухогузова Эльмира Раисовна, учитель-дефектолог, МАОУ "СОШ № 2", Сухой Лог
В наше время проблемы, связанные с экологией, находятся далеко не на втором плане. Ее качество заметно ухудшается, а, следовательно, человечеству грозит огромная опасность. И нужно понимать, что эта проблема касается каждого из нас. Никто не должен оставаться в стороне, ведь безучастность, к сожалению, приводит и к печальным последствиям.
Прежде всего, надо начинать с самих себя. Случайно брошенная пластиковая бутылка вполне способна нанести вред экологии. Всем жителям планеты, которые каждодневно вмешиваются в жизнь природы, надо задуматься о последствиях, так как один человек эту проблему не решит. Человечеству необходимо именно сейчас взять ситуацию под контроль, ведь потом будет уже поздно. Мы должны учить детей бережно относиться к природе на собственном примере.
Люди кидают окурки, мусор на землю, легкомысленно потребляют энергию и природные богатства, и мало кто осознает, что совершает что-то плохое. А в это время планета угасает, климат меняется. Использование естественных ресурсов приводит к смерти живых существ.
С самого детства людей нужно учить уважать и защищать природу, нужно учить понимать, что от каждого из нас зависит то, сколько ещё человечество будет жить и в каких условиях. Каждый ребенок и взрослый должен понимать, что нельзя так равнодушно относиться к экологии, потому что сами они могут пострадать, если продолжит бесчеловечно уничтожать наш большой дом.
Единственное, что мы можем сделать — это делать всё возможное и распространять это на других, призывать их перестать уничтожать то, что дано нам. Эта проблема очень важна для всех нас и нельзя просто взять и забыть об этом, поэтому стоит говорить о таких вещах как можно больше и уделять этому большое внимание.
Если человеку понятен смысл традиций, то со временем он начнет проявлять чувствительность к природе и заботиться о ней. Основной целью должно стать нравственное, социально-психологическое и физическое развитие детей, каждого человека в отдельности и целых наций. На своих занятиях я применяю подход в стиле эко, пропагандирую жизнь в стиле эко. Экология жизни призвана, в первую очередь, приумножить личностный и духовный рост человека. Главная экологическая проблема включает три аспекта: оздоровление психологического и физического состояния человека, сохранение культуры, особое внимание должно быть уделено нравственному, духовному и физическому развитию детей. Добро – это сохранение жизни, зло – ее уничтожение.
С нового учебного года реализую наставническую практику "В стиле эко": передаю детям умение жить в стиле эко.
Привлекательность практики "В стиле эко" в том, что она соответствует национальным и региональным приоритетам по экологическому воспитанию. ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями включает раздел экологического воспитания.
В 2023-2024 учебном году наставляемые приняли активное участие в экологической акции "Сдай макулатуру-сохрани дерево!" , приняли участие в открытии птичьей столовой. Юные Экогерои начальных классов смастерили съедобные кормушки и наполнили их вкусняшками для птичек, также провели челендж по изготовлению самодельной бумаги из собранной макулатуры. Из листов самодельной бумаги ребята изготовили Новогодние открытки ручной работы для близких.
В ближайшее время будет реализован проект "Витамины на подоконнике". Ребята будут выращивать с осени листовой сельдерей, который очень богат витаминами.
Таким образом, деятельность по приобщению обучающихся к жизни в стиле эко, проходит в форме наставничества "учитель-ученик". В наставнической деятельности с группой обучающихся я использую различные инструменты: участие в конкурсах, субботники, мастер-классы, тренинги, коллективные творческие дела, проектная деятельность и другие.
Ожидаемыми результатами реализации практики наставничества обучающихся являются: высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы; повышение мотивации к обучению, улучшение психоэмоционального фона внутри класса в целом.
Хочется отметить, что наставляемые приобщают других обучающихся к жизни в стиле эко, обучают других детей тому, что умеют и знают сами. В следующем учебном году наши наставляемые сами смогут работать в качестве наставников в форме "ученик-ученик". В настоящее время проходит предварительное анкетирование и подбор наставляемых. Практика является вполне зрелой, для того, чтобы транслировать свой опыт.
Успешный опыт практики "В стиле эко" тиражируется через рабочую тетрадь "Жизнь в стиле эко", которая была разработана с целью обобщения опыта формирования экологического мышления и поведения у обучающихся. Материалы этого пособия являются авторскими разработками, рабочая тетрадь дает педагогическому сообществу возможность знакомства и последующего применения успешного опыта в своей профессиональной деятельности.