Куликова Марина Егоровна, социальный педагог, ГБОУ СО "Новолялинская школа, реализующая АООП", Новая Ляля
Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие человека. Особую значимость выбор профессии приобретает у обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью, так как состояние их физического, психического здоровья, интеллектуальных возможностей сужает круг профессий. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было осознанным, сознательным и соотнесено с возможностями обучающихся.
Профессиональное самоопределение детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью является проблемой не только для самих обучающихся, но и для их родных и педагогов.
Системная, комплексная деятельность по профориентации обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью становится актуальной задачей для педагогов образовательной организации.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы с данными обучающимися:
- позиция родителей (законных представителей);
- знание обучающимися своих возможностей;
- информирование о видах возможных профессий, образовательных организациях в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;
- поддержка и помощь со стороны родителей (законных представителей) и педагогов.
В работе с обучающимися с задержкой психического развития и умственной отсталостью нужно придерживаться определенных принципов:
- умение проявлять эмпатию, рефлексию;
- терпимость и уважение по отношению к обучающимся с задержкой психического развития и умственной отсталостью;
- безоценочное принятия суждения обучающихся;
- готовность к работе со специалистами смежных областей.
Необходимо учитывать, что обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об их ограничениях в сфере выбора профессий.
В процессе профориентации важным моментом является формирование у обучающихся с умственной отсталостью и задержкой психического развития профессионального выбора мотивации к деятельности в соответствии с их возможностями.
Профориентационная работа направлена на учет индивидуальных, психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся:
- в начальной школе у младших школьников формируются знания о профессиях, понимание роли труда в жизни человека, практическое включение в игровую деятельность (ролевые игры: повар, продавец и т.д.);
- в 5-9 классах обучающиеся знакомятся с профессиональной деятельностью, формируются представления о собственных интересах и возможностях, выполнение обучающимися профессиональных проб.
Формы профориентационной работы с обучающимися:
- профориентационные беседы;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения, в службу занятости;
- встречи со специалистами рабочих специальностей, беседы с ними;
- участие в конкурсах, выставках, деловых играх, ярмарках изделий выполненных своими руками, мастер- классах, участие в проектах и т.д.;
- занятия в кружках по профессиональному мастерству.
К моменту окончания школы выпускник, обучающийся по адаптированным общеобразовательным программам с задержкой психического развития и умственной отсталостью должен быть готовым к профессиональной самореализации и самостоятельному трудоустройству.