Способы развития самооценки у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с применением игровых технологий

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шиковец Олег Владимирович, педагог-психолог, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Стоит уделить внимание самооценке младших школьников с ОВЗ, по словам С. Л. Рубинштейна, самооценка необходима для личностного роста, для определения реальных способностей человека. Именно при наличии адекватной самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих. Так как самооценка обучающихся практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки. А. Д. Виноградова подчеркивает, что "в формировании правильной самооценки младших школьников с ОВЗ важную роль играет оценка учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся" [2].

В нашей практике мы выделяем следующие особенности самооценки:

  • искажён образ "Я";
  • неадекватная самооценка;
  • критическое отношение к себе;
  • испытывать сомнения, беспокойство;
  • застенчивость и т.д.

Вышеперечисленные особенности и проведенная в нашем учреждении диагностика обучающихся с ОВЗ свидетельствуют о том, что у большинства младших школьников неадекватный уровень самооценки. Для коррекции самооценки мы выделяем игровые технологии как один из эффективных методов работы с младшими школьниками ОВЗ.

По мнению С. Л. Рубинштейна, игра - это необходимая деятельность в жизни каждого ребенка, так как в процессе игры обучающиеся могут решить наибольший спектр личностных трудностей без больших усилий.

Игровая деятельность направлена на выявление отклонений от социально-приемлемого поведения в процессе игры. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Игровые педагогические технологии включают в себя различные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольные игры. Для привлечения внимания младших школьников используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это позитивно настраивает школьников на выполнение заданий.

Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность. Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма. В практической деятельности педагога-психолога стоит выделить игры, которые помогают успешно нормализовать уровень самооценки, можем порекомендовать уделить внимание развивающим играм Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной.:

  1. "Имя". У детей развивается процесс самопознания, формируется позитивное отношение к собственной персоне, к своему имени, игра способствует повышению самоуважения детей, развитого позитивного самоотношения.
  2. "Я Король". Развивает способности к пониманию самого себя, учит чувствовать себя и принимать себя таким, каков есть. Развивает уверенность в себе, повышает уровень самооценки.
  3. "Все Мы". Способствует формированию групповой структуры через определение места каждого ребенка в коллективе сверстников.
  4. "Проигрывания ситуации". Дети берут на себя определённую роль и выполняют действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
  5. "Отправь письмо". Даёт возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего, формирует навык общения со сверстниками.

Подводя итоги по рассмотрению нашей темы, можно резюмировать то, что самооценка для обучающихся с ОВЗ – это важный психологический процесс, и педагогу-психологу необходимо уделять ему особое внимание. При адекватной самооценке обучающимся возможно достичь таких успехов, как развитие лидерских качества, развитие навыков эффективного общения со сверстниками, что позволяет достичь гармоничного развития личности обучающегося, повышая уровень его школьной и социальной успешности.

Литература

  1. Виноградова А. Д., Липецкая Е. И., Матасов Ю. Т., Ушакова И. П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка // Учебное пособие для студентов педагогических институтов М.: Просвещение, 2011. С. 46-55..
  2. Касаткина, А.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса по коррекции самооценки младших школьников в условиях общеобразовательной школы / А.А. Касаткина // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах / ред. А.В. Асессорова. – Пермь: ПГУ, 2014. – С. 151-154.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: " Академия развития", 1997. - 240 с., ил. – (Серия: "Вместе учимся, играем").