Профессиональное образование обучающихся с особыми образовательными потребностями: роль ПМПК на примере Свердловской области

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ракутина Татьяна Витальевна, заведующий отделением, руководитель ЦПМПК ГБОУ СО ЦППМСП "Ресурс", Шалагина Елена Владимировна, методист ЦПМПК ГБОУ СО ЦППМСП "Ресурс", ГБОУ СО ЦППМСП "Ресурс", Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы деятельности ПМПК для организации специальных образовательных условий в рамках профессионального образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 

Не вызывает сомнений широко распространенный тезис о том, что профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Как никогда, сегодня оно является актуальным условием их интеграции в общество.

Современные целевые установки в области профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью связаны с обеспечением преемственности различных этапов их профессионально-образовательной карьеры. Как полагает В.З.Кантор, речь идет о выстраивании вертикали: учреждения дошкольного и общего образования, обучение в организациях среднего профессионального и высшего образования, выход на рынок труда при сопровождении процессов трудоустройства, а также – постдипломная поддержка на рабочем месте [5].

На сегодняшний день в отечественной исследовательской практике реализации задач и описанию специфики профессионального образования инвалидов и обучающихся с ОВЗ, как сложной, многоуровневой системы, посвящен целый ряд прикладных исследований локального, регионального, и федерального уровней. Разработаны методические рекомендации по организации направлений и форм работы по профориентации обучающихся с ОВЗ, примерные адаптированные программы для организаций СПО, определены перечни профессий, потенциально доступных лицам с ОВЗ конкретных категорий. Наработан опыт внедрения модели дуального образования, предполагающего теоретическую подготовку в образовательном учреждении и практическую – на рабочих местах.

Вопросы обеспечения доступности среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью также в настоящее время выступают актуальными. Следует подчеркнуть, что развитие электронного обучения, дистанционных образовательных технологий позволяют значительно расширить доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, независимо от места их проживания.

Вместе с тем, связующим звеном в развитии эффективного образовательного пространства для обучающихся с особыми образовательными потребностями на всех этапах обучения выступает деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК). Актуальность обследования на ПМПК этой категории обучающихся для получения ими профессионального образования нам хотелось бы подчеркнуть особо. Ведь, как известно, согласно части 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер в соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК. Также следует заметить, что категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания для них специальных условий получения образования, в том числе - профессионального.

Таким образом, организация образовательного процесса в организациях среднего и высшего профессионального образования, предполагая создание технических условий, программ обучения, доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в архитектурную среду образовательной организации, должна опираться на обоснованное заключение команды специалистов ПМПК. Кроме того, важным компонентом успешности обучающегося с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве профессионального образования, также выступает необходимость построения учебно-воспитательного процесса с опорой на систему качественного психолого-педагогическое сопровождения его образовательного маршрута соответствующими педагогическими специалистами, которые опять же были рекомендованы такому обучающемуся после обследования ПМПК.

Вместе с тем, согласно сводной статистике ЦПМПК и ТПМПК по Свердловской области, доля обратившихся на обследование психолого-медико-педагогических комиссий в возрасте "18+" (либо с конкретным запросом - "для профессионального образования") оказывается в настоящее время небольшой. Так, из 26544 обследований, произведенных в 2022 году, она составила 0,3 % .

По результатам мониторинга условий доступности для инвалидов объектов и услуг подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области профессиональных образовательных организаций составлен перечень профессиональных образовательных организаций, на базе которых лица с особыми образовательными потребностями могут получить профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих с учетом потребностей регионального рынка труда [8].

Так, согласно реестру, 36 профессиональных образовательных организаций Свердловской области разработали и используют в своей практике адаптированные образовательные программы профессионального обучения. В 41 организации СПО Свердловской области созданы и реализуются адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий [7]

Кроме того, по результатам мониторинга прослеживается динамика ежегодного увеличения контингента обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, что подтверждает потребность в разработке и внедрении в профессиональных образовательных организациях адаптированных образовательных программ в нашем регионе.

Как подчеркивает в своих исследованиях С. Л. Чежко, с 2014 года действительно происходит реальное расширение перечня адаптированных профессиональных образовательных программ, предлагаемых выпускникам образовательных организаций в Свердловской области. У них появляется возможность профессионального обучения по новым профессиям. Так в 2018 году это стали следующие профессии: санитар ветеринарный, упаковщик, рабочий плодоовощного хранилища, кухонный рабочий, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и др. [10].

По мнению специалистов, применение адаптированных программ в образовательном процессе обеспечивает рост качества образования в организациях СПО Свердловской области, а также гарантирует социальную адаптацию лиц с особыми образовательными потребностями. Благодаря этому, обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают широкий выбор образовательных траекторий, возможность получения востребованной профессии, а это значит - возможность профессионального самоопределения и получение уверенности в завтрашнем дне.

Литература

  1. Антропов А.П., Кантор В.З. Региональные системы инклюзивного высшего образования: ресурсный учебно-методический центр как институциональное решение // Вестник факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018.с. 459-465.
  2. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. К вопросу о реализации карьерных устремлений молодых людей с инвалидностью // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 70-79.
  3. Ворошилова Е.Л. Мировой опыт решения проблем профессиональной самореализации людей с инвалидностью // Дефектология. – № 4. – 2017. – С. 30-36.
  4. Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. – 2018. – Том 23. – № 2. – С. 42-49.
  5. Кантор В.З., Коробейников И.А. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36. 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities. Дата обращения: 04.10.2023
  6. Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения // Дефектология. – № 6. – 2017. – С. 49-55.
  7. Сайт ГБПОУ СО "Социально-профессиональный техникум "Строитель" [Электронный ресурс]. URL: https://splstroitel.uralschool.ru/?section_id=65. Дата обращения: 04.10.2023
  8. Сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://minobraz.egov66.ru/ Дата обращения: 04.10.2023
  9. Статистика по трудоустройству инвалидов // Режим доступа: https://careerscenter.ru/ovz/statistika-po-trudoustrojstvu-invalidov.html (дата обращения: 04.10.2023)
  10. Чешко С. Л., Горюшина Н. Ю., Вайнер К. А. Применение адаптированных программ в образовательном процессе как одно из условий роста качества образования в организациях среднего профессионального образования// Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов VI Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 25 ноября 2019 г. – Екатеринбург : в 2-х т. Т.1. Изд-во УМЦ УПИ, 2019. – 256 с.