Гимнастика мозга как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Клюкина Евгения Борисовна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Чулкина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, педагог-психолог МАУ ДО "Центр внешкольной работы", Новоуральск

В современное неспокойное время специалисты психолого-педагогического сообщества активно работают над обновлением и совершенствованием профессионального инструментария, направленного на сохранение психологического здоровья населения. Особенно востребованы здоровьесберегающие технологии, выполнение которых занимает совсем немного времени и их можно выполнять ежедневно самостоятельно.

Гимнастика мозга – направление образовательной кинезиологии – терапии движением. Основатели метода Пол И. Деннисон и Гейл И. Деннисон. Упражнения направлены на целостную работу мозга за счёт единовременной активизаци левого и правого полушария головного мозга, что увеличивает проводимость мозолистым телом нервных импульсов. Именно это способствует формированию новых нейронных связей, которые и являются новыми "тропинками", обучающими мозг новым формам поведения.

Гимнастика мозга является профилактикой стрессовых состояний, навязчивых состояний, способствует снятию психофизического напряжения, помогает обрести внутреннюю гармонию в хаосе повседневной жизни, побуждает к действию. Упражнения помогают улучшить память и внимание, быстро и экологично активизируют и балансируют всю целостную систему организма "эмоции - интеллект - тело". Эти упражнения занимают совсем немного времени, их можно повторять и в качестве пауз между занятиями, и в процессе учебной деятельности, и в дистанционном режиме занятий.

Метод эмпирического наблюдения помогает отследить воздействие упражнений на организм. Для этого перед выполнением упражнений человек определяет для себя намерение – проблему, которую хочет решить. Предварительно ему необходимо проранжировать и определить для себя по воображаемой шкале уровень собственного состояния - напряжения. В последующем выполнить упражнения и после этого снова проранжировать уровень. Сравнить результаты.

В данной статье предлагается комплекс из 4 упражнений "Гимнастики мозга", охватывающих все три зоны стресса: зону головы, зону плечевого пояса, зону ног. Упражнения можно выполнять как в комплексе, так и каждое отдельно.

Упражнение "Аплодисменты". Применимы и в начале, и в конце занятия, т.к. сразу включают в работу сразу весь мозг в целом.

Упражнение "Позитивные точки" Это упражнение позволит быстро сконцентрироваться на задаче, быстро принять решение.
Технология. Время выполнения упражнения 30 секунд. "Легко удерживайте пальчиками обеих рук точки на середине между линией роста волос и бровями – прямо над центральной частью ваших глаз. Достаточно лёгкого нажатия кожи под пальцами. Отпустите пальцы. Снова отследите уровень спокойствия и тревоги по поводу ситуации, которая вызвала у вас стресс".

Упражнение "Кнопки мозга". Упражнение, которое включает "электрическую систему" организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Применяется, когда надо быстро включиться в работу, снять "пелену" с глаз.
Технология. Выполняется по 20-30 секунд каждой рукой. Указательным и средним пальцами одной руки нужно массировать точки под ключицей. Другая рука в это время лежит на пупке. Меняем положение рук. Повторяем упражнение.

Упражнение "Ленивые восьмёрки". Упражнение помогает переключиться, отвлечься от обычной деятельности и настроиться на новую. Двигаясь влево вверх выключается правое полушарие, вправо вверх – выключается левое полушарие. Помогает растянуть все 8 пар глазных мышц.
Технология. Выполняется по 3 раза правой рукой и левой рукой. "Удерживая большой палец на Вашей срединной линии и на уровне глаз, нарисуйте в воздухе большую восьмёрку, лежащую на боку: сначала против часовой стрелки вверх и влево кругом, возвращаясь в исходную точку, затем завершите фигуру движением большого пальца по правой стороне. В это время глаза следят за движением большого пальца и двигаются плавно, голова может двигаться чуть – чуть, а шея остаётся расслабленной. Выполняем упражнение другой рукой".

Упражнение "Крюки". Также растягивающее упражнение. Это сложное перекрестное движение активизирует моторные и сенсорные отделы каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твердым небом. Таким образом достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Технология. Выполняется по 30 секунд в каждую сторону. Для выполнения упражнения надо скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в замок и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к небу при вдохе и расслаблять при выдохе.

Упражнение "Аплодисменты". "Поаплодируйте себе".
По окончании выполнения упражнений вновь рекомендуется проранжировать уровень своего состояния, сравнить результаты.