Дидактическая игра как форма обучения детей с УО (интеллектуальными нарушениями)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мякина Наталья Владимировна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.

Самые большие возможности для развития обучающихся дает игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние обучающегося. Игра как средство воспитания и обучения учеников широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у учащихся с нарушениями в развитии. Однако, именно для обучающихся с умственной отсталостью игре отводится особое место.

В связи с особенностями развития дети с УО (интеллектуальными нарушениями) нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения обучающихся в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

Основной задачей при обучении детей с УО (интеллектуальными нарушениями) является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить о возрастных особенностях обучающихся, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с УО.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для педагога она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать обучающихся, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце – игра может носить поисковый характер. Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат.

С помощью дидактических игр педагог приучает обучающихся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед обучающимися задачу: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения.

В своей практике я использую следующие дидактические игры:

  • "Когда это бывает?";
  • Что из чего сделано?";
  • "Что лишнее?";
  • "Съедобное – несъедобное";
  • "Найди тень";
  • "Выкладывание узора из мозаики";
  • и очень много других познавательных и интересных игр.

Нам, педагогам, необходимо постоянно создавать у обучающихся положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Именно для этой цели и служат дидактические игры. Ведь дидактическая игра - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. А игра, в свою очередь, является основным видом деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра несет две цели: обучающая, которую преследует педагог, и игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала. Дидактическая игра – очень хорошее средство обучения, поэтому она и используется при усвоении любого программного материала. Дидактически игры – настоящая палочка-выручалочка для всех педагогов.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc584 Кб