Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОС

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Радюкина Марина Валерьевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Инклюзивное образование является приоритетом государственной политики в сфере образования. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.

Инклюзивное образование - это особая специфика учебно-воспитательного процесса, а не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение. И, безусловно, введение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает педагога-психолога. Его роль в данном процессе - создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и целые классы, учителей и педагогический коллектив в целом, делая акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Смысл психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит в развитии психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания, формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции, коррекции самооценки, в снятии нервно-психического напряжения, преодолении пассивности, преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

При работе с такими детьми в арсенале педагога-психолога имеются различные методы психологической реабилитации, в том числе беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, изотерапия, тренинговые упражнения, работа в группах психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для членов их семей. Любое психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах непрерывности, системности, индивидуального подхода и обеспечения положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.

При реализации инклюзивного обучения в образовательном учреждении возможны следующие формы интеграции:

  • полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются все дети;
  • частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня;
  • ременная интеграция предполагает объединение всех учащихся не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Основными показателями эффективности образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование, являются:

  • все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии, в том числе в развитии социальных навыков;
  • все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
  • родители детей с ограниченными возможностями здоровья понимают актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду.

Таким образом, включение ребенка в инклюзивную образовательную среду – это сложный процесс взаимодействия, как педагогического коллектива, так и родительского сообщества. И одним из ключевых способов воздействия на микроклимат в детском коллективе является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса, которое способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей различных категорий обучающихся, учитывая индивидуальные возможности и образовательные потребности каждого обучающегося.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc57 Кб