Шипилова Ольга Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новолялинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Новая Ляля
Общепризнанно, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе и одновременно очень важный. С трудностью при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей справляются с данной трудностью и успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучение русскому языку у младших школьников. Наибольшей эффективности в работе с детьми, по предупреждению дисграфии, можно добиться при тесном взаимодействии учителя-логопеда с учителем начальных классов.
Работа по взаимодействию имеет следующее содержание:
- совместная диагностика младших школьников с целью определения уровня речевого развития и выявление предпосылок к дисграфии;
- совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в рабочую программу учителя начальных классов с логопедом по русскому языку и чтению (с включением определённых упражнений);
- разработка фрагментов конспектов уроков по предупреждению дисграфии;
- совместный анализ полученных результатов.
Целью работы: является совместная разработка и внедрение в рабочую программу учителя начальных классов и логопеда поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Совместная работа учителя и учителя-логопеда имеет следующие задачи:
- совместная оценка уровня речевого развития у младших школьников;
- совместная разработка фрагментов конспектов уроков по развитию фонетико-фонематического восприятия;
- совместная реализация совместных внеклассных (игровых) мероприятий по предупреждению дисграфии;
- совместный анализ полученных результатов после проведенного урока.
В работе должна соблюдаться последовательность (этапность).
Этапы сотрудничества учителя-логопеда с учителем начальных классов. Проведение совместной диагностики с целью выявления уровня речевого развития у младших школьников.
Знакомство учителя начальных классов с направлением работы по предупреждению дисграфии с целью согласования определённых тем, изучаемых по программе русского языка.
Разработка поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Разработка конспектов уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Выработать единые требования к ученику со стороны учителя и логопеда, с учётом той программы, по которой он обучается.
Познакомить учителя начальных классов с методами и приёмами логопедической работы с целью их использования на уроках русского языка. Систематические выступления учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов по вопросам предупреждения дисграфии в письменной речи у младших школьников.
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов является консультативное сопровождение родителей, просвещение их, когда и в каком случае нужно обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения.
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы. Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования. Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.
Рекомендации по совместной работе учителя-логопеда и учителя начальных классов:
- обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
- максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка.
Планируемый результат от совместной работы:
- проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников;
- плодотворная совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по работе над предупреждением дисграфии у младших школьников;
- положительная динамика в работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.
Таким образом, сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между учителем-логопедом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.