Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Шипилова Ольга Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новолялинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Новая Ляля

Общепризнанно, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе и одновременно очень важный. С трудностью при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей справляются с данной трудностью и успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучение русскому языку у младших школьников. Наибольшей эффективности в работе с детьми, по предупреждению дисграфии, можно добиться при тесном взаимодействии учителя-логопеда с учителем начальных классов.

Работа по взаимодействию имеет следующее содержание:

  • совместная диагностика младших школьников с целью определения уровня речевого развития и выявление предпосылок к дисграфии;
  • совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в рабочую программу учителя начальных классов с логопедом по русскому языку и чтению (с включением определённых упражнений);
  • разработка фрагментов конспектов уроков по предупреждению дисграфии;
  • совместный анализ полученных результатов.

Целью работы: является совместная разработка и внедрение в рабочую программу учителя начальных классов и логопеда поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Совместная работа учителя и учителя-логопеда имеет следующие задачи:

  • совместная оценка уровня речевого развития у младших школьников;
  • совместная разработка фрагментов конспектов уроков по развитию фонетико-фонематического восприятия;
  • совместная реализация совместных внеклассных (игровых) мероприятий по предупреждению дисграфии;
  • совместный анализ полученных результатов после проведенного урока.

В работе должна соблюдаться последовательность (этапность).

Этапы сотрудничества учителя-логопеда с учителем начальных классов. Проведение совместной диагностики с целью выявления уровня речевого развития у младших школьников.

Знакомство учителя начальных классов с направлением работы по предупреждению дисграфии с целью согласования определённых тем, изучаемых по программе русского языка.

Разработка поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Разработка конспектов уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Выработать единые требования к ученику со стороны учителя и логопеда, с учётом той программы, по которой он обучается.

Познакомить учителя начальных классов с методами и приёмами логопедической работы с целью их использования на уроках русского языка. Систематические выступления учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов по вопросам предупреждения дисграфии в письменной речи у младших школьников.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов является консультативное сопровождение родителей, просвещение их, когда и в каком случае нужно обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения.

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы. Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования. Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.

Рекомендации по совместной работе учителя-логопеда и учителя начальных классов:

  • обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления;
  • максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка.

Планируемый результат от совместной работы:

  • проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников;
  • плодотворная совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по работе над предупреждением дисграфии у младших школьников;
  • положительная динамика в работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.

Таким образом, сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между учителем-логопедом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у обучающихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.