Дрокина Екатерина Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Изобразительное искусство в коррекционной школе направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Необходимо выделить и актуализировать следующие особенности творчества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Тематика изобразительной деятельности:
- Учащиеся часто изображают не то, что им ближе, а то, что умеют.
- Часто заполняют лист бумаги двумя - тремя предметами, не изобразив какой – либо связи между ними.
- Многие учащиеся не могут осуществить в рисунке свой предварительный замысел.
- Некоторые дети изображают цифры и буквы, которые они выучили;
- Есть рисунки, которые состоят из одних и тех же повторяющихся фигур (квадраты, треугольники и т.д.).
- Характерно, что изображение одного и того же предмета может повторяться бессчётно (звёзды, снежинки, точки).
"Прилипчивость" к одному роду действий, "графическое пережёвывание" одной и той же формы – черта, присущая умственно отсталым школьникам. - Использование "графических штампов", т.е. заученным воспроизведением какой – либо картины.
Причины снижения и отсутствия интереса к ИЗО:
- Пассивность, инертность, негативизм проявляется при необходимости использовать соответствующие знания и умения.
- С возрастом повышается критичное отношение к своей работе, а слабые умения не позволяют ребёнку выполнить рисунок на должном уровне.
- У учащихся наблюдается "интеллектуальная пассивность", обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе.
- Учащиеся могут быть безразличны к работе, если она была организована формально.
Особенности восприятия, передача формы предметов
Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Таким образом, представления – это воссоздание в иной форме того, что имело место в восприятии.
Замедленный, суженный объём зрительного восприятия:
- Учащиеся "усматривают" меньше предметов;
- Выявлены особенности движения взора – дети видят последовательно;
- Учащиеся плохо усматривают связи и отношения между объектами;
- Испытывают трудности в понимании перспективы, различения светотени, частичных перекрытий.
Выраженная недеференцированность ощущения и восприятия
- Испытывают затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание;
- Дети плохо различают сходные предметы при их узнавании (относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами)
- У учащихся нет стремления рассмотреть предмет во всех деталях;
Примитивность и схематичность:
- Форма предметов при рисовании упрощается, существенные части и детали опускаются;
- Рисунок лишён светотени, объёмности;
- Основной способ передачи образа - контурное построение рисунка.
Статичность:
- Нарисованные объекты лишены какой – либо динамики;
- Обычно это фронтальное изображение статичной фигуры человека или группы людей в дин ряд;
Стереотипность:
- Усвоенный способ рисования повторяется из рисунка в рисунок без каких – либо изменений;
- Нарушается количественная сторона рисунка (если объект состоит из нескольких деталей);
Цвет в рисунках учащихся коррекционной школы
Развитие цветовой чувствительности происходит очень медленно;
- Длительное время не ориентируются в названиях предметов, для которых определённый цвет является постоянным (зелёная – ёлка, трава, жёлтый – песок, яичный желток).
- Часто закрашивают отдельную часть объекта в разные цвета (одна рука красная, другая – синяя).
- Любят использовать яркие, насыщенные цвета. Отношение к цвету как к украшению предмета.
- Трудности в осмысливании цвета предметов и отражением его в речи.
- Узнают и называют основные цвета, но затрудняются называть слабонасыщенные цвета.
- Специфическое использование цветных карандашей (не понимают прямого назначения цвета).
- Одноцветный объект стремятся сделать многоцветным.