Особенности художественно-творческой деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках изобразительной деятельности

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дрокина Екатерина Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Изобразительное искусство в коррекционной школе направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Необходимо выделить и актуализировать следующие особенности творчества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Тематика изобразительной деятельности:

  • Учащиеся часто изображают не то, что им ближе, а то, что умеют.
  • Часто заполняют лист бумаги двумя - тремя предметами, не изобразив какой – либо связи между ними.
  • Многие учащиеся не могут осуществить в рисунке свой предварительный замысел.
  • Некоторые дети изображают цифры и буквы, которые они выучили;
  • Есть рисунки, которые состоят из одних и тех же повторяющихся фигур (квадраты, треугольники и т.д.).
  • Характерно, что изображение одного и того же предмета может повторяться бессчётно (звёзды, снежинки, точки).
    "Прилипчивость" к одному роду действий, "графическое пережёвывание" одной и той же формы – черта, присущая умственно отсталым школьникам.
  • Использование "графических штампов", т.е. заученным воспроизведением какой – либо картины.

Причины снижения и отсутствия интереса к ИЗО:

  • Пассивность, инертность, негативизм проявляется при необходимости использовать соответствующие знания и умения.
  • С возрастом повышается критичное отношение к своей работе, а слабые умения не позволяют ребёнку выполнить рисунок на должном уровне.
  • У учащихся наблюдается "интеллектуальная пассивность", обусловленная тем, что у них своевременно не был сформирован интерес к учебной работе.
  • Учащиеся могут быть безразличны к работе, если она была организована формально.

Особенности восприятия, передача формы предметов

Ведущая роль в создании рисунка принадлежит восприятию. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. Таким образом, представления – это воссоздание в иной форме того, что имело место в восприятии.

Замедленный, суженный объём зрительного восприятия:

  • Учащиеся "усматривают" меньше предметов;
  • Выявлены особенности движения взора – дети видят последовательно;
  • Учащиеся плохо усматривают связи и отношения между объектами;
  • Испытывают трудности в понимании перспективы, различения светотени, частичных перекрытий.

Выраженная недеференцированность ощущения и восприятия

  • Испытывают затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание;
  • Дети плохо различают сходные предметы при их узнавании (относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами)
  • У учащихся нет стремления рассмотреть предмет во всех деталях;

Примитивность и схематичность:

  • Форма предметов при рисовании упрощается, существенные части и детали опускаются;
  • Рисунок лишён светотени, объёмности;
  • Основной способ передачи образа - контурное построение рисунка.

Статичность:

  • Нарисованные объекты лишены какой – либо динамики;
  • Обычно это фронтальное изображение статичной фигуры человека или группы людей в дин ряд;

Стереотипность:

  • Усвоенный способ рисования повторяется из рисунка в рисунок без каких – либо изменений;
  • Нарушается количественная сторона рисунка (если объект состоит из нескольких деталей);

Цвет в рисунках учащихся коррекционной школы

Развитие цветовой чувствительности происходит очень медленно;

  • Длительное время не ориентируются в названиях предметов, для которых определённый цвет является постоянным (зелёная – ёлка, трава, жёлтый – песок, яичный желток).
  • Часто закрашивают отдельную часть объекта в разные цвета (одна рука красная, другая – синяя).
  • Любят использовать яркие, насыщенные цвета. Отношение к цвету как к украшению предмета.
  • Трудности в осмысливании цвета предметов и отражением его в речи.
  • Узнают и называют основные цвета, но затрудняются называть слабонасыщенные цвета.
  • Специфическое использование цветных карандашей (не понимают прямого назначения цвета).
  • Одноцветный объект стремятся сделать многоцветным.