Педагогические условия формирования финансовой грамотности у слабослышащих детей

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бородина Эмма Алексеевна, студентка, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил

Финансовый аспект в современной системе образования имеет важное значение, так как затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Большинство экспертов считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут будут сформированы полезные финансовые привычки. Особенно важно создать условия для развития финансовой грамотности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Что касается детей слабослышащих, то финансовая грамотность является одним из приоритетов социализации и адаптации данной категории воспитанников.

У детей с нарушением слуха наблюдается нарушение восприятия, памяти, речи, мышления. Ребенок невнимателен, часто обидчив и замкнут. Также можно заметить нарушение координации и ориентирования в пространстве. Как правило, такие дети не проявляют инициативу в общении с окружающими. Дети с нарушением слуха хорошо читают по губам, воспринимая устную речь зрительно. При написании слов и произношении часто пропускают буквы или слова. Их фразы просты, а словарный запас очень беден.

Со слабослышащими детьми должна проводится подготовительная работа. Прежде всего, им рекомендуется не скрывать имеющегося нарушения и ни в коем случае не стесняться пользоваться слуховым аппаратом, ученику нет необходимости делать вид, что он хорошо слышит, а также он не должен переживать из-за того, что он не такой, как все. Необходимо также формировать у слабослышащего положительную, но не завышенную самооценку. В ходе образовательной и воспитательной работы учитель предупреждает противопоставление детей друг другу, развивает свободные, естественные, взаимно уважительные отношения, что требует терпимости и предупредительности, признания равенства всех учеников и ценности каждого из них.

Государство ставит перед современной школой задачу развития у слабослышащих обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирования понимания рационального поведения в мире финансов. Для этого важно познакомить учащихся с понятием "финансовая грамотность", научить элементарным финансовым расчетам.

Вследствие разнообразного состава группы, диапазон различий в требуемом уровне финансовой грамотности тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех слабослышащих детей, т.е. для каждой категории требуется разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, связанным с финансовой грамотностью.

Эффективно в системе обучения финансовой грамотности использование проектного метода. Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении предметных тем. Далее придумывается сюжет, выбираются реальные ситуации, которые должны быть интересны детям и учитывать их возрастные особенности. Например, совместная подготовка праздника. Каждый член класса играет важную роль в проведении этого мероприятия. Дети определяют дату (тематику) и обсуждают меню. Для того чтобы составить бюджет, учащиеся в сопровождении взрослых посещают рынок или магазин. После возвращения составляется таблица, в которую прописывают наименование продуктов, количество, цену за единицу, просчитывают стоимость товаров. Сумма расходов не должна превышать сумму общих денег, определенных на этот праздник. Далее планируется распределение обязанностей между всеми участниками мероприятия:

  • покупка продуктов;
  • приготовление блюд;
  • культурная программа;
  • сервировка стола и украшение зала;
  • уборка (все участники мероприятия).

Целесообразно провести занятие на тему "Много денег не у того, кто много зарабатывает, а у того, кто разумно тратит". Учащимся дается проблемное задание: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности в жизни человека являются истинными. Как сделать так, чтобы заработанных денег на все хватало?

Пример проблемной задачи: "Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается), дяде Фёдору нужен сноуборд".

Таким образом, для формирования у слабослышащих детей о финансовой грамотности необходимы следующие педагогические условия:

  1. Ориентироваться на требования ФГОС НОО к планируемым результатам обучения младших школьников;
  2. Использовать активных и интерактивных методов обучения.
  3. Сопоставлять компоненты, входящие в понятие финансовой грамотности, с возможностями осуществлять экономическую деятельность в том или ином возрасте, учитывая психологические, физические, познавательные, возрастные особенности детей данной категории;
  4. Применять на уроках разные приемы активизации деятельности учащихся: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал различных примеров, в том числе реальных примеров из окружающей действительности, вовлекающих учащихся в активное обсуждение поставленных учителем вопросов.
  5. Правильно организовывать образовательное пространство.