Шабалина Татьяна Александровна, учитель, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский
Особенность обучающихся с умственной отсталостью заключается в наличие органического поражения головного мозга вследствие травмы, перенесённой болезни или нарушений в перинатальном периоде. У данной категории обучающихся наблюдается снижение любознательности и познавательных интересов, ограничено понимание проблемной ситуации и о возможностях ее решения, значительный недостаток знаний об окружающем мире, примитивность мышления, стойкое нарушение познавательной сферы, которое усложняет способность обучения в школе.
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По мнению физиологов, правое (гуманитарное, образное и творческое) полушарие мозга отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинематическое восприятие. Левое полушарие мозга – математическое, символическое, лингвистическое, логическое и аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, целеполагание и построение программ. Полушария головного мозга равноценны – одно из полушарий головного мозга не является заметно доминирующим, чем другое.
Нарушения в работе мозолистого тела искажают когнитивную деятельность. При нарушении проводимости через мозолистое тело головного мозга ведущее полушарие получает большую нагрузку, а другое полушарие блокируется. Два полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватные эмоциональные реакции, координация зрительных и слуховых задач с письменными заданиями.
Нейрозадания – это ряд специальных методик, направленных на компенсацию нарушенных функций мозга. Данная методика, активизирует естественные механизмы работы мозга и воздействует на структуру дефекта, тем самым стимулируя развитие в соответствии со способностями ребенка, максимально корректируя нарушенные функции и способствуя улучшению эмоционально-волевой сферы. Она также способствует созданию благоприятных условий для участия ребенка с ОВЗ в позитивных познавательных процессах, привлекает и удерживает его внимание, создает положительный эмоциональный настрой и стойкий интерес к себе и происходящему. В случае с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, она опирается на сохранные функции (зрительное внимание, повседневная речевая деятельность и развитие волевой сферы).
Также стоит отметить, что при выполнении нейрозаданий, где несколько различных действий связанных с речью и спонтанными усилиями, у обучающихся несомненно, развивается самоконтроль.
Нейрозадания направлены на развитие различных видов восприятия, а также внимания, памяти, пространственной ориентировки, способности прогнозировать результат действия, рассматривать несколько условий одновременно и делать выводы.
Коррекционная работа с использованием заданий с нейрокоррекционным эффектом предполагает не только тренировку конкретных навыков, но и формирование согласованной общей работы мозга и всей функциональной системы.
Для достижения максимальной эффективности данной технологии, были разработаны определенные принципы коррекционной работы с использованием нейрозаданий:
- Принцип "от простого к сложному" (на начальных этапах работы самые простые упражнения даются без речевой инструкции, если они сложны для ребенка);
- Нейрозадания должны применяться в начале занятия для активизации мозгового процесса у обучающихся;
- Нейрозадания не заменяют стандартные методы обучения.
Можно выделить основные условия эффективности нейропсихологических методик в коррекционной работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями:
- периодичность – ежедневно, без пропусков;
- время для работы с нейрозаданиями – первая и вторая половина дня;
- занятия проводятся как индивидуально, так и в группах;
- время на выполнение нейрозадания - не более 5 минут.
Пример. "Нейротаблицы на внимание"
Один и тот же предмет слева и справа должен быть найден обеими руками одновременно. Объект может быть совершенно разным, например, животное, фигура, число, русский алфавит, слово, дата и т.д. Вы можете выбрать задание и связать его с темой урока. Задания можно выполнять на скорость, в группах или индивидуально.
По итогам наблюдения и выводам педагогов, работающих с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, регулярное использование нейропсихологических методик в коррекционной работе позволяет активизировать когнитивные способности обучающихся, способствует развитию у них более высоких психических функций и языковых навыков. Нейропсихологические методики помогают обучающимся улучшить произношение, расширить словарный запас, развить фонематический слух, умение использовать пространство вокруг своего тела.
Как показывает практика, обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью заинтересованы в выполнении данных заданий и стараются активно себя проявлять.