Применение педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования: опыт МАУ ДО "ЦВР"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Байбулатова Алина Сергеевна, педагог дополнительного образования, Цирихова Елена Владимировна, методист, МАУ ДО "ЦВР", Новоуральск

Тема педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дополнительном образовании представляет собой весьма актуальное и важное направление. Учитывая особенности каждого ребенка с ОВЗ, эффективные педагогические технологии становятся ключевым инструментом обеспечения инклюзивного образования.

В системе дополнительного образования предоставляются услуги и программы, специально разработанные для этих детей, чтобы они могли получить доступ к качественному образованию и развитию. Это позволяет детям с ОВЗ получать максимальную поддержку и максимизировать свой образовательный и развивающий потенциал.

Ключевым принципом работы с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход, учитывающий их специфические потребности и возможности. Педагогические технологии, такие как дифференцированный подход и индивидуальное обучение, позволяют адаптировать содержание и методы обучения под конкретного ребенка. Использование наглядных материалов, аудио- и визуальных средств также помогает детям с ОВЗ лучше усваивать информацию.
В МАУ ДО "Центр внешкольной работы" (далее — Центр) г. Новоуральска реализуется одна из программ дополнительного образования социально-гуманитарной направленности "Познай себя!", в которой используются различные педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ. Программа разработана для детей-подростков 12-16 лет. В объединении "Познай себя!" также занимаются и дети с ОВЗ. Это обеспечивает принцип доступности в образовании и помогает детям с ОВЗ успешно пройти адаптацию и социализацию в обществе.

Целью программы является решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка; создание условий для творческой самореализации и развития способностей детей.

Созданию наиболее благоприятной атмосферы помогают занятия, проводимые в игровой и тренинговой форме, что также способствует улучшенному восприятию материала, познанию себя. Структура занятий предполагает постоянную смену видов деятельности, что исключает утомляемость детей. Ситуация успеха для каждого ребенка создается через творческие задания, участие в различных социальных проектах и мероприятиях.

Особое внимание в объединение Центра "Познай себя!" уделяется социальной интеграции обучающихся, которая происходит через вовлечение подростков к участию в социально-значимых мероприятиях. Обучающиеся объединения участвуют в различных городских, всероссийских и международных конкурсах, акциях и фестивалях. Являются постоянными участниками и призерами в международных конкурсах и фестивалях социальной рекламы "Выбери жизнь", "Мир талантов", "Звездопад", "Без границ". Патриотических, экологических и природоохранных всероссийских акциях #БумБатл, "Чистые берега Урала" и др. Подростки с ОВЗ вовлечены в волонтерскую деятельность – помощь приютам для животных, помощь участникам СВО, участие в волонтерских акциях и мероприятиях. Большинство имеют аккаунты на ДОБРО.РУ, где также получают волонтерские часы. В дни самоуправления ребята пробуют самостоятельно проводить тренинги и занятия, что способствует профессиональному самоопределению подростков.

В результате проводимого ежегодного мониторинга было выявлено улучшение качественных и количественных показателей реализации программы дополнительного образования "Познай себя!". Качественные показатели реализации программы с использование педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ представлены положительными изменениями личностных характеристик обучающихся, средним и высоким уровнем сформированности социальных компетенций. Все показатели подтверждаются результатами применяемых диагностических методик в процессе обучения.

Таким образом, можно сказать, что педагогические технологии имеют большое значение при работе с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования. Индивидуальный подход, использование альтернативных коммуникационных средств, развитие моторных и творческих навыков, социальная интеграция являются основными аспектами этих технологий. Они помогают детям с ОВЗ получить доступ к качественному образованию и развитию, а также стимулируют их самоутверждение, социализацию и развитие своих потенциалов. Родителям и педагогам необходимо быть готовыми использовать эти педагогические технологии, чтобы справиться с вызовами, связанными с работой с детьми с ОВЗ, и создать благоприятную образовательную среду для них.

  • 00001
  • 00002
  • 00003