Ушакова Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский
Время диктует классному руководителю включать в свою деятельность современные педагогические технологии.
Воспитание на современном этапе развития - это не просто набор неких операций и действий, при которых можно достичь успеха в воспитании подрастающего поколения, а прежде всего деятельность, которую классный руководитель выстраивает сам, определяя цели работы, подбирая методы и формы, оценивая условия, в которых находится классный коллектив, анализирует и рефлексирует в данном процессе. Классный руководитель, как эталон, образец, развивает, в первую очередь, в себе те ценности, взгляды и убеждения, которые в последствии может воспитать в подростке. Для детей, имеющих статус ОВЗ, главная задача в воспитании – дать первый успешный опыт в учебе, во внеурочной деятельности, которые они реализуют потом в жизни.
В процессе классных взаимоотношений формируются основы нравственности, самооценка ребенка, самосознание, характер, мировоззрение, жизненные планы. Основным фактором, влияющим на эффективность воспитательного процесса, является включенность в активную жизнь класса всех обучающихся. Для этого используются технологии нового поколения, ведь давно известно, что современные дети, а тем более дети с ОВЗ, отличаются от детей прошлых поколений. Они отличаются и психологически, и физиологически от нас, взрослых, от своих родителей, потому что нынешние подростки – это представители нового поколения, мыслят и рассуждают они по-новому. Это и вызывает определенные трудности в процессе воспитания.
Особенность современного ребенка заключается в том, что он обладает новым типом сознания – системно-смысловым, и у детей с ОВЗ он выражен более ярко. Многие в процессе деятельности задают вопрос "Зачем?», именно смысл поступков и действий подростков интересует больше, нежели причинно-следственная зависимость. Смысловая ориентация – это побудитель развития личности. Если обучающийся понимает смысл действий, которые от него требуют сделать, то он будет их выполнять с желанием. Воспитывать необходимо человека "нового типа», способного успешно социализироваться в обществе и проявлять самостоятельность во многих жизненных моментах.
Деятельность классного руководителя основывается на реализации индивидуального подхода. Развитие каждого ребенка в меру его возможностей и способностей, создание условий для коррекции.
Исходя из выше сказанного, необходимо включать в воспитательную работу новые педтехнологии, опирающиеся на практическое применение. Походы, экскурсии, состязания, туристические слеты, основанные на взаимодействии с внешним миром, развивают в детях умение видеть прекрасное рядом, понимать и любить природу, учиться с ней взаимодействовать. Экскурсии в различные музей: Геологический музей, Музей уральской природы, экскурсии по природным заповедникам города – эти мероприятия направлены на развитие интереса к истории родного края, привитие любви к малой родине, на расширение кругозора подростков.
Еще одна из форм работы – дискуссия по современной проблеме. Дискуссии предшествует просмотр художественного или документального фильма, прочтение книги или статьи. В них, как правило, поднимаются злободневные темы. Эти темы, в первую очередь, должны волновать подростков, быть интересными для них, формировать их взгляды и убеждения: проблемы взросления, проблемы взаимоотношений, проблемы отцов и детей, проблемы преемственности поколений, проблемы исторической памяти и многие другие. Ведь многие современные подростки не знают истории страны, пренебрегают мнением взрослых, негативно настроены по отношению к своим сверстникам, не настроены на конструктивное общение. На занятиях, где проходят дискуссии, ребята учатся не только открыто выражать свое мнение, вести правильно диалог, вступать в полемику, но и приобретают умения находить компромисс, принимать точку зрения другого человека. В дискуссиях формируются ценностные установки подростка.
Необходимо опираться в воспитательном процессе на самовыражение ребенка в творческом труде, развивать его эстетический вкус, привлекать к художественной деятельности: от умения работать руками до умения выступать на публике, умения презентовать себя, проектировать свою деятельность.
Выступление на конкурсах патриотической песни, участие в конкурсах прикладного искусства, в конкурсах театральных постановок – всё это дает мощный толчок в развитии обучающихся. Ролевые игры, ролевые тренинги, конструирование ролевых ситуаций - все эти методы необходимы. Технологии личностно-развивающего диалога, социального проектирования, арт-технологии, информационно-коммуникативные технологии - все они направлены на гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ.