Проектная деятельность как фактор социализации лиц с особыми образовательными потребностями

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шатная Оксана Витальевна, учитель, ГБОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил

Очень актуально сегодня звучат слова Л. Выготского о том, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Главная задача коррекционной школы состоит в подготовке своих учеников к жизни, формировании у обучающихся умения видеть и решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в социуме.

Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Метод проектов входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Работая в коррекционной школе с детьми с ОВЗ разного возраста (обучающимися 1-4 классов, 7-8 классов с легкой степенью умственной отсталости, обучающимися 4-7 классов с ТМНР), нами реализовывались проекты не только в рамках урочной, но и во внеклассной и внеурочной деятельности.

При планировании и разработке того или иного проекта мы исходили из возможностей учащихся, их возрастных особенностей, их потребностей.

Обучающиеся с большим интересом погружались в проектную деятельность, им хотелось творить, фантазировать, хотелось проявить себя, продемонстрировать свои способности.

К реализации проектов привлекались и родители учащихся. Это позволяло взрослым иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие с ним, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Использование данной формы работы позволяет оптимизировать процесс обучения и воспитания наших детей, способствует повышению уровня их общего развития, социальной адаптации.

Первым проектом был проект с восьмиклассниками "Овощи и фрукты – полезные продукты". Актуальность выбранной темы – здоровье и питание детей неразрывно связаны. Правильное и рационально организованное питание детей влияет на физическое и психическое развитие. Пища, богатая витаминами, помогает ребенку расти и развиваться.

Цель данного проекта: повышение престижа здорового образа жизни, осознание необходимости использования овощей и фруктов в рационе питания.

Родители обучающихся были ознакомлены с содержанием, сроками реализации проекта, а также возможностью их участия в данной деятельности.

Участники проекта выращивали овощи, собирали урожай, готовили блюда из овощей и фруктов, дегустировали варенье. На заключительном мероприятии обменивались рецептами.

В процессе работы над проектом обучающиеся сделали вывод, что их здоровье в их собственных руках, а овощи и фрукты – это кладезь витаминов.

Адаптация в обществе невозможна без формирования у воспитанников патриотических чувств. Пример тому наша совместная работа над проектом "Испытание войной". Семиклассникам предстояло изучить историю своей семьи, своих земляков, в чью жизнь ворвалась война. Актуальность выбора данной темы заключалась в том, что поколение молодых людей ХХI века должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны. Знакомясь с историей семьи и страны, дети научатся мужеству, стойкости, добру и справедливости, почувствуют гордость за своих близких.

Итог работы: исследуя историю своей семьи, воспитанникам ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. На примере судеб своих родственников, земляков дети понимают какой ценой досталась Победа.

Поиск материалов об участниках войны, тружениках тыла – родных и близких учащихся 7 класса перерос в коллективное, творческое дело, которое объединило усилия педагогов, обучающихся и их родителей.

Данный проект способствовал укреплению семейных отношений, сохраняя преемственность поколений.

2017 год был объявлен годом экологии. И в связи с этим был реализован долгосрочный, экологический проект "Мой дубочек". В ходе работы над проектом дети осознали, что, выращивая деревья, они заботятся о том, чтобы расцветала, крепла, становилась чище наша Земля.

Еще одним примером использования метода проектов служит работа над темой "Клумба радости", в результате которой были расширены представления обучающихся о декоративных растениях, сформировано бережное отношение к природе. Создание цветочной клумбы, эстетически оформленный участок для прогулок помогли детям получить много положительных эмоций. Родители с пониманием и готовностью откликнулись на просьбы и предложения классного руководителя поучаствовать в подготовке и реализации проекта.

Бесспорно, что подготовка и реализация проектов в коррекционной школе – это трудно и проблематично, так как возможности обучающихся с ОВЗ невелики, но всё-таки это возможно! Именно такой активный вид деятельности обучающихся будет способствовать их более глубокому и всестороннему развитию, укрепит в них веру в собственные возможности, поможет педагогам решать задачи коррекции, создавать предпосылки для социальной адаптации детей к будущей жизни.

  • 00001
  • 00002
  • 00003