Тимончук Любовь Станиславовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович
Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ затруднено не только из-за бедности их жизненного опыта, незрелости интересов и неадекватности самооценки, но и в связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному виду труда.
Для обучающихся с ОВЗ особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы. Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на воспитательных мероприятиях педагог должен сообщать школьникам определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать обучающихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.
Им необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности. На уроках ОСЖ в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел "Трудоустройство".
Цели этого раздела следующие:
- формирование у обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;
- содействие профессиональному самоопределению школьников с ОВЗ;
- обучение технологиям поиска работы и трудоустройства.
В работе по профориентации применяются:
- тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии;
- игровые практикумы, деловая игра "Выбор профессии", которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии;
- знакомство с профессией с помощью вывески, бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций, мультфильмов, видеороликов;
- экскурсии на предприятия города.
Основываясь на профессиональном интересе школьников, параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:
- дисциплинированность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать работу вовремя, подчиняться требованиям учителя);
- ответственность (добросовестное выполнение всего объёма работы);
- тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем);
- умение преодолевать трудности и др.
Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся с ОВЗ способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
- достаточная информированность о профессии и путях ее получения;
- потребность в обоснованном выборе профессии;
- уверенность школьника в социальной значимости труда;
- степень самопознания ребенка;
- наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно–педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ОВЗ к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Литература
- Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. – СПб: Издат., РГПУ им. А. И. Герцена , 2006г.
- Львова С.А. "Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в спец. (кор.) общеобразовательной школе 8 вида", Владос, 2005
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд.. – М.: "Академия", 2004.