Развитие коммуникативных компетенций обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка с использованием современных образовательных технологий

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Аникина Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В статье представлен опыт работы по речевому развитию обучающихся с задержкой психического развития основной школы с использованием образовательных технологий проблемно-диалогического обучения, "критического мышления", исследовательской деятельности.

Полноценная речь ребенка - это одно из средств повышения уровня коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге - способ достижения наилучшей социальной адаптации. Кроме того, это отражается в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам ("умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью").

Способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения называется коммуникативной компетентностью. Коммуникационная компетентность, безусловно, формируется в период всей образовательной деятельности школьника и имеет разные составляющие.

В статье представлена работа по развитию одной из составляющих коммуникативной компетенции, умению создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

Это является актуальным при подготовке и прохождении государственной итоговой аттестации выпускников школы.

Направления деятельности, в рамках которых осуществляется работа по развитию коммуникативной компетенции обучающихся:

  1. Внедрение в образовательный процесс технологии проблемно-диалогического обучения.
  2. Организация исследовательской деятельности обучающихся.

Технология проблемно-диалогического обучения.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово "диалогическое" означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Так, например, при изучении темы "Чередующиеся гласные в корне слова" вызываю к доске двух обучающихся,
которые одновременно записывают диктуемые учителем слова на изучаемую орфограмму. После написания класс сравнивает сделанные учениками записи. Возникает проблема: почему слова написаны по-разному? С помощью
подводящего диалога учитель выводит учеников на формулировку темы урока.

А затем, работая в группах (исследуя данные учителем дидактические материалы), обучающиеся при помощи побуждающего диалога открывают новое знание. Таким образом, обучающиеся не только самостоятельно открывают для себя новые знания, но и развивают коммуникативные компетенции: создают устные монологические и диалогические высказывания, учатся взаимодействовать между собой.

Организация исследовательской деятельности.

Развитие коммуникативной компетенции напрямую связано с развитием читательской грамотности обучающихся, при которой ученики приобретают навыки смыслового, рефлексивного чтения. Данная работа носит системный характер. Формирование читательской грамотности органично вписывается в рабочую программу по русскому языку, где выделены часы на работу с текстами. Определенные задания позволяют учить обучающихся пониманию
текста, учить "спорить с текстом", т. е. оспаривать доводы автора, предлагаемые идеи героев, приводить контраргументы; создавать логически верно построенные высказывания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстам – рассуждениям (тезис – доказательства – вывод).

Эта работа впоследствии поможет выпускникам школы успешно пройти итоговое собеседование по русскому языку и выполнить творческие задания к выпускному изложению. Помимо уроков русского языка деятельность по данному направлению провожу на коррекционно-развивающих занятиях.

Следуя основным принципам построения учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода, работу с обучающимися выстраиваю с использованием групповых форм. В основе работы по исследованию текста использую технологию "критического мышления", которая позволяет обучающимся осваивать следующие компетенции (умения), связанные с разными областями мышления и деятельности:

  1. интеллектуальные: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно – следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать;
  2. коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов в разных ситуациях коммуникации, определять свой смысл прочитанного и кратко формулировать его в сообщении, находить общее решение, писать эссе, выступать с сообщениями;
  3. планирование и реализация деятельности: уметь самостоятельно определять цели и достигать нужного результата; работать индивидуально и в группе; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

Безусловно, в работе с детьми с задержкой психического развития в полной мере использовать данную технологию достаточно сложно, поэтому готовлю уровневые задания.

Так первый уровень сложности (низкий) предполагает поиск информации, представленной в тексте в явном виде.

Второй уровень сложности (средний) ориентирован на поиск скрытой информации для толкования прямого значения слова, представленной в тексте в явном виде.

Третий (высокий) уровень предполагает поиск информации, представленной в тексте в скрытом виде, в явном виде, но использование этой информации в новой ситуации.

В дальнейшем дети могут менять уровень сложности выполняемых заданий.

Таким образом, реализация принципов развивающего обучения через использование технологии проблемно-диалогического обучения, "критического мышления", организацию исследовательской деятельности, является эффективным средством развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Литература

  1. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006.
  3. Селевко Г.К. Проблемное обучение // школьные технологии. 2006, № 2 – с. 61-65.