Бармина Наталья Сергеевна, учитель истории, ГБОУ СО "Новолялинская школа, реализующая АООП", Новая Ляля
В жизни каждого человека важную роль играет общение. При воспитании детей общение происходит с весёлым или грустным, покладистым или несговорчивым ребёнком, а значит – с его душой. Поначалу на становление детской души самое большое влияние оказывает семья, ведь именно в ней прививаются нравственные или безнравственные начала.
Позже огромное значение в жизни ребенка имеет общение с педагогом, со сверстниками. Во время общения происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание обучающимися, оценка ими друг друга, появление новых друзей, совместные дела. В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ имеет большое значение, так как они влияют на уровень их дальнейшей социализации. К сожалению, не все дети умеют общаться. Это знание также формируется в ходе взаимодействия с взрослыми, которые своим примером показывают ребенку умение слушать и слышать собеседника, сопереживать ему, умение вступать в контакт с другим человеком. У детей с ОВЗ не всегда получается адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием в общении с взрослыми и сверстниками.
Поэтому задача педагога - научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться. В этом направлении поддержку оказывает внеурочная деятельность. Она помогает учителю заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции.
В нашей школе я преподаю краеведческий кружок "Наш дом — Урал". Он помогает реализовать задачу развития коммуникативных навыков у обучающихся, поскольку большинство проводимых занятий – это экскурсии. На протяжении нескольких лет наша школа осуществляет сотрудничество с социальными партнерами. Это Новолялинский Центр Культуры, Новолялинский краеведческий музей, библиотеки города, Дом Детского Творчества "Радуга". Каждую неделю ребята ждут с нетерпением новую экскурсию, которая принесет им радость общения и встречу с новыми знаниями.
Особенно обучающимся нравится проведение мастер-классов, где они учатся терпению и проявляют свои творческие способности. Экскурсии в музей носят краеведческий характер. Ребята узнают историю своего города, жизнь и традиции народов Урала, получают знания о растительном и животном мире нашего края.
Тематика экскурсий разнообразна: "Народы Урала", "100-летие вещей", "Заповедники Урала", "Камни Урала", "Герои-земляки Афганистана, "Герои-земляки в годы Великой Отечественной войны", "История города Новая Ляля", "Народные художественные промыслы Урала". Также сотрудники музея проводят выставки, мастер-классы и познавательные игры: "Новогодний сюрприз", "Елочка", "Новогодняя открытка", "Масленица", "Пасхальный подарок", "Космос", "Блокнот", "Георгиевская лента", "Скоро лето", "Вышивка", "Русский костюм", "Хоровод дружных снеговиков", "Новогодняя елочка", мастер-класс ко Дню защитников Отечества, мастер класс к празднику весны, мастер-класс по кинусайге "Картина-птица", мастер-класс ко Дню космонавтики. Выставки: "Наш город и его транспорт", "Дорога жизни", "Бабиновка", "Барышня-крестьянка", выставка кукол, выставка утюгов, Новый год в детском саду, "Камни Урала", "Модные штучки XX века" и многие другие.
Новолялинский Центр Культуры организует для ребят театральные постановки, игры, которые помогают преодолеть замкнутость, недоверие к окружающим и воспитать чувство дружбы, уважения друг к другу, взаимопомощи. Дом Детского Творчества "Радуга" проводит для ребят творческие мастер-классы. Например, такие как "Осенний день рукоделия", выжигание.
Сотрудники библиотеки города проводят познавательные программы по теме памятных дат России, писателей и поэтов. В этом году была организована творческая встреча с уральским писателем - Евгенией Перловой. Общение с известным автором детских книг принесло ребятам радость, новые знания.
Опыт показывает, что каждая проведенная экскурсия вызывает у детей море положительных эмоций: от удивления и восхищения красотой увиденного до радости первооткрывателя и предвкушения новых впечатлений. Экскурсия расширяет кругозор. Школьники учатся адаптироваться в обществе. Они знают, как нужно себя вести в той или иной обстановке, становятся более дисциплинированными. Экскурсия – это прекрасный способ провести время с реальными друзьями, а не виртуальными. Познакомиться с людьми разных социальных слоев и профессий. Во время экскурсии дети учатся слушать собеседника, задавать ему вопросы, обмениваются друг с другом впечатлениями - таким образом, они учатся формулировать свои мысли и общаться с взрослыми и сверстниками.
Хочется отметить, что за время посещения экскурсий, ребята научились быть внимательнее друг к другу, у них появились новые друзья, они стали помогать друг другу в школьных мероприятиях, перестали стесняться отвечать на уроке, бояться выходить к доске, многие из ребят стали волонтерами. Теперь они помогают сопровождать учителям младших школьников при посещении мероприятий в Дом детского творчества на мастер-классы, в Новолялинский Центр Культуры. Участвуют в акциях ко Дню пожилого человека, на День Победы. Таким образом, экскурсия – это эффективная форма для развития коммуникативных навыков у детей.