Роль учителя в формировании положительной мотивации обучающихся к учению

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Михайлова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В первом классе практически каждый ребенок выражает себя в формуле "Я хочу учиться". Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни они себя выражали в формуле: "Я могу и хочу учиться"? Откуда же тогда со временем берутся двойки в классных журналах и в дневниках наших ребят? Почему дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, почему у них пропадает интерес к учению? В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы - недостаток учебной мотивации обучающихся.

Причины снижения мотивации, зависящие от учащихся:

  1. Несформированность умений учебной деятельности;
  2. Нет навыков самостоятельного приобретения знаний;
  3. Не сложившиеся отношения с классом;
  4. Сложности в понимании материала из-за низкого уровня учебных возможностей.

Давайте посмотрим на эти причины с точки зрения психологии. Даниил Борисович Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя. И в этом плане действенной формой совершенства самого себя является познавательный интерес – любопытство, затем любознательность и увлечённость предметом.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • ограниченность общения со сверстниками в живую, поэтому не выработано умение выразительно говорить.

Для нас, учителей начальной школы, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед в современной школе быстро наскучит ребёнку. Предмет будет постигается глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке, а формирование устойчивой мотивации будет осуществляться за счет достижения успеха, с одной стороны, и развития учебных интересов - с другой.

Для этого необходимо оживить урок с помощью разных педагогических приёмов:

  1. новизна учебного материала;
  2. связь знаний с судьбами людей;
  3. показ практического применения знаний;
  4. проблемное обучение;
  5. обучение с компьютерной поддержкой;
  6. взаимообучение (в парах, микрогруппах);
  7. тестирование знаний;
  8. создание ситуации успеха;
  9. соревнование (с товарищами по классу, самим собой).

Пример

Создание проблемной ситуации. Очень эффективно начинать создание проблемных ситуаций с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация будет толчком к началу интенсивного мышления. Ученики начинают действовать, деятельность вызовет у них интерес, в процессе решения проблемной ситуации будут испытываться яркие положительные эмоции, тем самым побуждая положительные мотивы к этой учебной деятельности.

В повышении мотивации весьма эффективны уроки-соревнования, уроки взаимообучения учащихся, уроки-игры, уроки-конкурсы.

Применение на уроках мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Также развивать и сохранять учебную мотивацию обучающихся мне помогают занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. К выполнению некоторых заданий привлекаю родителей и всех членов семьи.И

ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc1060 Кб