Самоанализ урока - важнейший элемент педагогической деятельности

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Малоземова Наталья Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович

1. Сущность и возможности самоанализа урока

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Самоанализ урока - инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств. Важно понимать, что именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Анализ - логический прием познания представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы.
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Систематическое самооценивание качества ведения урочной деятельности позволяет педагогу: выявлять наиболее эффективные методы педагогической работы с классом; своевременно устранять недостатки организации учебно-воспитательного процесса; определять перспективные направления для самообразования; повышать уровень профессионального мастерства.

Самоанализ урока дает возможность: правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

2. Уровни и виды самоанализа урока

Уровни самоанализа урока

  1. Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченным целям и плану.
  3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

Виды анализа и самоанализа урока:

  • краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
  • структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
  • системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
  • полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
  • структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
  • комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
  • психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
  • дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
  • аспектный анализ - это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
  • комплексный анализ - анализ в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Типы анализа: полный; комплексный; краткий; аспектный.

Систематическое самооценивание качества ведения урочной деятельности позволяет педагогу: выявлять наиболее эффективные методы педагогической работы с классом; своевременно устранять недостатки организации учебно-воспитательного процесса; определять перспективные направления для самообразования; повышать уровень профессионального мастерства.