Создание доступной среды в образовательной организации как условие обеспечения качественного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью на уроках музыки

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Абрамова Елена Евгеньевна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Музыка занимает в нашей жизни одно из важнейших мест и играет очень большую роль в воспитании каждого человека. Выдающийся французский дефектолог середины XIX века Эдуард Сеген считал музыку важным средством воспитательного воздействия на обучающегося с нарушением интеллекта. Он констатировал, что аномальные дети живо реагируют на музыкальное звучание.

Э. Сеген отмечал, что реакция на музыку у аномальных детей оказывается различной. Заторможенных детей музыка часто выводит из оцепенения. Дети начинают двигаться, перемещаются ближе к источнику звучания, пытаются что-то подпевать. На некоторых, сильно возбудимых детей, музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее действие. Под её влиянием у многих их них утихают аффективные вспышки.

В современной специальной коррекционной общеобразовательной школе значение музыкального образования бесспорно. Контингент обучающихся – это дети с лёгкой и умеренной умственной отсталостью. Попадая в условия целенаправленного коррекционно-образовательного процесса, дети учатся воспринимать определённые жанры музыкального искусства и виды музыкальной деятельности.

У них меняется направленность музыкальных интересов, вкусов и потребностей. Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья основами музыкальной культуры способствует избавлению от вредных привычек, навязчивых стремлений, влечений, страхов и формированию положительных эмоций.

Практика убеждает в возможности и целесообразности организации для детей всех возрастных категорий занятий хоровой, вокальной, инструментальной и танцевальной деятельностью. С помощью музыки можно передавать разные чувства и настроения. Воздействуя на обучающихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.

Исполнение песен, танцев, хороводов, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки вырабатывает умения и навыки коллективной деятельности: чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие.

Коллективные занятия пением, ритмические движения, сопровождаемые музыкой, дисциплинируют детей. Подготовка различных музыкальных номеров к предстоящим концертам, праздникам, выступлениям сплачивает детей, воспитывает чувство коллективизма, ответственности («если я не приду или не выучу слова и движения, я подведу своих друзей»). Совместные выступления прививают такие положительные качества как взаимопомощь и взаимовыручка, товарищество, помогают сплочению детского коллектива.

В процессе музыкального воспитания обучающиеся специальной коррекционной школы приучаются слушать музыку и вникать в её содержание, у них накапливается определённый запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

Занятия музыкой повышают общую культуру детей. Они приобщаются к миру прекрасного, у них расширяется кругозор, возникает желание быть не только зрителями различных музыкальных программ, но и активными участниками.

Дети, слушающие правильно подобранную музыку, получают положительные эмоции. В результате проводимой работы обучающиеся начинают выделять любимые произведения, которые они хотели бы слушать.

Как правило, это популярные произведения В. Моцарта, И. Штрауса, Ф. Шопена, П. Чайковского, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова и др.

Музыка вызывает сопереживание, желание творить, формирует настроение (лёгкая грусть, радость, восхищение, воодушевление). В процессе музыкальной деятельности у детей активизируется мышление, улучшается внимание и память. Поэтому необходимо особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала, использовать доступные, яркие и выразительные произведения.

Музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.