Технология продуктивного чтения при формировании читательской компетенции у младших школьников

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бобкова Ирина Валентиновна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович

Чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Без освоения и использования технологий деятельностного типа, одной из которых является технология продуктивного чтения, получить новый образовательный результат невозможно. В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, в полной мере помогает организовать эффективную работу по формированию смыслового чтения.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных базовых учебных действий, умений трактовать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умения осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных базовых учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста: устанавливать взаимосвязи, в том числе для построения алгоритма действий, представлять информацию в виде вспомогательной модели (рисунок, схема, краткая запись и т.д.).

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом.

1этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. На данном этапе дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой проверить свои предположения и ожидания. Читают вслух в режиме диалога с автором, используется комментированное чтение. По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Далее следует беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Дети ставят вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности проводятся после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Обучающиеся выполняют творческие задания, которые развивают различные умения, например, определять тему произведения, находить главную мысль, ориентироваться в тексте и т. д.:

  • Возвращение к иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? А может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание и достичь понимания на уровне основной мысли произведения.
  • Повторное обращение к заглавию произведения: беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора, смена заглавия.
  • Осмысление содержания: рассказ о герое, событии, авторе, выборочный, краткий пересказ, составление плана, постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы составление диафильма, иллюстрирование, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
  • Реакция на художественную форму: стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент.
  • Эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства – музыкой, живописью.
  • Сфера воображения: творческий пересказ от лица героев, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование.

Домашнее задание можно предлагать вариативное. Детям нравится прием "Кубик Блума". На гранях детского кубика написаны начальные слова заданий: "Почему?", "Объясни", "Назови", "Предложи", "Придумай", "Поделись".

Дети по очереди кидают кубик, выпавшая грань – творческое домашнее задание: подготовь ответ на вопрос – почему надо уважать труд других людей? Объясни, как строится горка. Назови героев других произведений, которые могут совершать необдуманные поступки. Предложи свое название к произведению. Придумай продолжение истории… Поделись …

Таким образом, технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС.