Формирование активной гражданской позиции школьников через осуществление социально значимой деятельности

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бажукова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля

Еще из учебников обществознания нам известно, что активная гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Активная гражданская позиция основывается на чувстве гордости – за свою страну, ее историю и культуру; даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения; даёт ощущение сопричастности – к судьбе не только своей семьи, но и страны; даёт ощущение свободы – если понимать её, как осознанную необходимость; вырабатывает уважение – к законам и государственным институтам; даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Социально значимая деятельность – это активное участие школьников в различных общественных процессах и мероприятиях, которые приносят пользу не только им самим, но и обществу в целом.
Можно много говорить своим ученикам о патриотизме, об истории страны, об уважении к старшим, о добром и внимательном отношении к бабушкам и дедушкам, вспомнить о Празднике пожилых людей, пригласить ветеранов накануне значительных праздников… А можно по-другому! Как? Так, конечно, через осуществление деятельности.

С целью вовлечения ребят в общественно-значимую деятельность организовано участие учащихся в ежегодном муниципальном конкурсе "Родники". Дети принимают активное участие в жизни и благоустройстве нашего города. Так ежегодно дети ухаживают за колодцем "Одуванчик", а также родником "Родной", в этом году мы добрались еще и до родника в нашем обновленном парке. За предыдущие годы были выполнены следующие работы: уборка территории возле родников, установка клумб, посадка цветов, покраска клумб, мелкий ремонт крыши колодца, покраска колодца "Одуванчик", изготовление и установка подставки у колодца, изготовление и установка вывески.
Также мы с детьми посещали родник "Серебряный ключик", который находится в соседнем селе. Также побывали на роднике "Крещенский", хотели и там прибраться, но там было очень чисто, поэтому дети набрали родниковой воды. Ежегодно дети занимают призовые места в этом конкурсе.

Данный конкурс плавно перетекает еще в один муниципальный конкурс, который называется "Ветеран". Этот конкурс проходит в рамках реализации областной программы "Родники" Свердловской области. Дети приносят пенсионерам, ветеранам педагогического труда вкусной и бодрящей родниковой воды, оказывают посильную помощь.

В связи с обстановкой в нашей стране дети второй год принимают участие в акции "Письмо солдату", в ходе которой дети отправляют письма и рисунки для российских военных, участвующих в специальной операции на Украине. Дети с большим удовольствием пишут добрые слова военным, поддерживают их. Мы вместе обсуждаем, почему так важно написать письмо. В прошлом году дети вместе с руководителями относили письма в центр социального обслуживания населения нашего города (оттуда отправляли письма). А заодно попали на мастер-класс "Окопная свеча". Дети изготовили более 40 свечей, они чувствовали свою причастность к такому важному делу, гордость за себя и своих одноклассников. Также дети пообщались со старшим поколением, им было очень интересно. В этом году мы тоже участвовали в акции "Письмо солдату", в этот раз письма вместе с гуманитарной помощью отправляли из нашего городского храма.

В октябре месяце мы с ребятами посетили краеведческий музей в городском центре досуга. Тема нашего визита была "Народы России и устройство русской избы". Сотрудники музея провели игру с детьми, где ребята были активными участниками. Представили целую коллекцию кукол в традиционных нарядах разных народов, которую нашему музею согласилась представить одна из жительниц города. Также дети познакомились с бытом русской избы, посудой, приспособлениями для изготовления тканей и многое другое.

Конечно же, мы не можем пройти мимо наших государственных праздников, в них мы тоже принимаем активное участие.

Дети и выступают и изготавливают подарки для мам и пап, эта деятельность доставляет детям огромное удовольствие.

Также дети из моего класса, с введением обязательного поднятия флага в начале учебной недели и на всех праздниках, носят гордое звание – знаменосцы.

Одним из направлений формирования активной гражданской позиции детей, как я уже обозначила, является формирование гражданского отношения к нашей планете в целом. Поэтому мы принимаем участие в региональном конкурсе #ВместеЯрче , в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии. В конкурсе плакатов мы заняли 2 место.

Также девочки при участии в конкурсе проектов изготавливали настольные игры, давали пробовать играть детям из других классов. Это были три игры: "Божьи коровки" (по типу крестики-нолики), игра-ходилка "Путешествие Незнайки" и паззлы из палочек от мороженого. Всем понравились игры, поэтому дети до сих пор играют ими. Девочки радуются, что их игры пользуются успехом.

Все мероприятия, которые дети посещают или являются активными их участниками, вся эта система ярких эмоциональных реакций, чувство гордости, связанного с сопричастностью к делам своего народа, Отечества, школы может стать для учащихся пусковым механизмом, внутренней потребностью не просто включаться, а и самостоятельно организовывать деятельность, направленную на помощь любому человеку и обществу в целом.

Общественный организатор Салли Кон сказала: "Великие возможности помочь другим появляются редко, но маленькие окружают нас каждый день", поэтому мы начали с маленьких и кто знает, может, они перерастут в большие.