Формирование социально-коммуникативных навыков у обучающихся с РАС через игровую деятельность

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Доронина Татьяна Ивановна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович

Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), приводят к нарушениям их игровой деятельности. Одной из важнейших задач образовательного процесса для обучающихся с РАС является формирование и развитие социально-коммуникативных навыков.

Коммуникация – это процесс передачи и обмена информацией, у обучающихся с РАС этот процесс затруднен или не сформирован. Обучающийся не обращается с просьбами, не вступает в диалог, не может его поддержать. Для общения очень часто использует стереотипные высказывания. Формировать социально-коммуникативные навыки у обучающихся с РАС непросто. Для этого необходимо не только изучить особенности обучения этой категории детей, но и создать все необходимые условия для их успешной адаптации в школе. В работах Е. Янушко, М. М. Либлинг делается акцент на значимости совместной игры, игровой деятельности, как на одного из неотъемлемых компонентов в коррекционной работе с детьми с РАС. По мнению М. М. Либлинг игровая деятельность обладает следующими свойствами в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка с РАС: в игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми; осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка; развивается способность к подражанию другим людям.

Имитируя поведение других людей, ребенок усваивает новые формы социального поведения; благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры развивается речь. В ряде случаев у обучающихся с расстройствами аутистического спектра могут быть сформированы отдельные стереотипные игровые действия. Но дети осуществляют их в одиночку, не проявляют интерес к участию в играх других детей. Иногда у детей, имеющих РАС, сохраняется мотивация к совместным игровым действиям, но взаимодействие оказывается затруднено из-за несформированности у них способов социальной игры. Дети не владеют навыками имитационных (подражательных) игр, не умеют делиться игровыми материалами, не усваивают многочисленных социальных правил игры, не способны ждать своей очереди, совершать действия с переходом ходов и т.д.

Для решения данной проблемы совместно с родителями создаются коммуникативные альбомы для обучающегося с РАС. Они представляют собой альбомы, заполненные фотографиями людей ближайшего окружения, одноклассников, педагогов, работающими с ребенком. В коррекционно-педагогическом процессе создаются условия для формирования игровой деятельности у обучающихся РАС. Большое значение отводится формированию сенсорных эталонов: цвета, формы, ориентировки в пространстве, времени. В результате игровых действий формируется понимание значения различных предметов, в процессе сюжетных игр складывается осознание порядка тех или иных событий. Такие игры позволят сформировать навыки коммуникации, навыки социальных норм и правил, возможность попробовать себя в различных социальных ролях. У детей развивается экспрессивная речь, что дает возможность взаимодействовать между собой. Вовлекая ребенка с РАС в процесс игры, можно создать условия для развития у него спонтанной речи и коммуникативного поведения. В ходе игры можно обучать ребенка навыкам имитации, просьбы, получения помощи, отказа, задавания вопросов и комментирования. Также использование игровой деятельности влияет на развитие инициативы в коммуникации.

К примеру, выдувая вместе с ребенком мыльные пузыри или заводя юлу, можно научить его просить "еще", выражать требование доступа к желаемому предмету одним или двумя словами, в зависимости от его вербальных навыков. Самым высоким уровнем развития игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребенок применяет все полученные ранее знания и представления об окружающем мире. Для организации сюжетно-ролевой можно использовать различные атрибуты. В ходе игры дети берут на себя различные роли, и педагог обучает, как вести разговор в конкретной ситуации. В результате этой деятельности совершенствуются навыки коммуникации, навыки диалога, просьбы. В ходе коррекционно-педагогической работы используются все доступные средства, различные игры, чтобы ребенок мог адаптироваться в окружающем мире, свободно общаться с людьми. Для детей с РАС совместная игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал ребенка с РАС, развить эмпатию, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие спонтанной и диалоговой речи.

Игровая деятельность как подход к обучению детей с РАС имеет под собой научно-доказательную базу и зарекомендовала себя как методика с доказанной эффективностью, в связи с этим можно сделать вывод о том, что игра способствует развитию совместного внимания, самовосприятия, саморегуляции, имитации речи, развития речи ребенка, познавательного интереса и интереса к общению с другими людьми.

Литература

  1. Антипова, Т. И. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64647/ (дата обращения: 15.11.2023).
  2. Хаустов А.В.. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра, //Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.