Формирование социального опыта у обучающихся с умственной отсталостью в процессе работы над проектами на уроках истории

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трифанова Любовь Васильевна, учитель, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Система работы каждого учителя, складывается из множества компонентов: это соединение теоретических знаний, современных психолого-педагогических исследований, технологий, описанных в научной педагогической литературе, результатов личного опыта, педагогических находок с учетом анализа неудач и ошибок. Система работы будет только тогда позитивной, когда будет адекватна потребностям сегодняшнего дня, когда она определяется целевыми установками и возможностями образовательного учреждения, развивается на основе постоянной рефлексии результатов, оценки ее эффективности.

Школа для умственно отсталого ребенка является единственным местом, где он получает знания о жизни в окружающем его мире, поэтому основная задача учителя заключается в отборе адекватного содержания и средств обучения, которые помогут обучающемуся с ментальными нарушениями влиться в культуру человеческого общества и овладеть жизненными компетенциями.

Красной нитью через весь ФГОС обучающихся с умственной отсталостью протянуто положение о социализации выпускников. Чтобы выпускник был хорошо социализирован, у него должны быть развиты и сформированы предметные, личностные результаты, базовые учебный действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Введённый образовательный стандарт говорит нам о том, что всё образование должно строиться в деятельности, т.е. носить деятельностный подход.

Сегодня на первый план выходят образовательные технологии. Термин образовательные технологии является личностным и не разделяет обучение, воспитание, развитие; направлен на формирование ценностных ориентаций и преследует такие цели как полное усвоение знаний и умений, формирование базовых учебных действий.

Некоторые технологии в полном виде и в полном объеме с детьми с умственной отсталостью применять, к сожалению, невозможно. В таком случае на уроках истории применяются лишь некоторые приёмы технологий при использовании достаточной помощи учителя. При формировании социального опыта обучающихся и использованием проектной технологии ставится цель: создание условий, способствующих формированию базовых учебных действий, эффективному усвоению учебного материала на основе развития самостоятельной деятельности обучающихся.

Трудоёмкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении методического обеспечения. Чтобы избежать методических ошибок при применении данной технологии, пересмотрены рабочие программы, календарно – тематическое планирование, для определения тем уроков, которые будут вынесены для проектирования. Определен список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются задания для обучающихся.

С целью обеспечения последовательной реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, прав обучающихся на качественное образование, в содержательной части рабочих программ определённое место занимают технологические карты урока, которые являются опорой в построении урока, дополнительным средством для реализации планируемых результатов, развитию самостоятельности на основе формирования базовых учебных действий.

При правильной организации проектной деятельности происходит включение всех обучающихся в режим самостоятельной работы, приобретение недостающих знаний из разных источников, развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных проблем.

На уроках чаще всего создаются групповые проекты (на материале исторического факта, события, биографии личности: "Культура России во второй половине XIX века", "Россия на современном этапе", "Как оценить деятельность Хрущёва?" и другие,

Проект "Ради жизни на земле" - межпредметный (интегрируется смежная тематика нескольких предметов: история, русский язык, литература, география, штукатурно-малярное дело, столярное дело, ИЗО). Результатами данного проекта стали сборники "Есть память, которой не будет забвенья": сборник кроссвордов к каждой теме уроков раздела "СССР в Великой Отечественной войне", "Словарь Великая Отечественная" слов и понятий к учебнику 9 класса, автор И.М. Бгажнокова; изготовление обучающимися дидактического материала для уроков по разделу "Великая Отечественная война", персональная выставка работ обучающегося 8 класса, рисунки детей "Памятники погибших в Великой Отечественной войне", изготовление и оформление пазлов-кубиков "Памятники России", путеводители к пазлам-кубикам: "Памятники погибшим воинам города Красноуфимска и Красноуфимского района", "Памятники Свердловской области погибшим во время Великой Отечественной войны" "Мамаев Курган" и другие.

В рамках проекта "Ради жизни на земле" выпущены школьные газеты "Большая перемена" (см. Приложение), в которой принимали участие не только обучающиеся, но и их родители.

В ходе работы с газетой у детей возрастает их мотивация к обучению. Кроме того, школьная газета - эффективное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к истории и, прежде всего, к истокам своей семьи, края, Родине.

Большинство проектов, которые созданы обучающимися - проекты социально значимые: изготовленные одними ребятами используются на уроках обучающимися последующих годов обучения как дидактический раздаточный материал.

Проектное обучение используется не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Проектная деятельность требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, давать собственную оценку событиям, а также развитие мышления. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.

Учет особенностей детей разных образовательных возможностей, применяемой проектной и эффективных приёмов педагогических технологий и методов обучения создают условия для формирования социального опыта у обучающихся.