Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шевченко Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новолялинская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Новая Ляля

Особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения.

Актуальность моей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается резкое падение речевой культуры, которая является важнейшей составной частью и ярким показателем общей культуры человека, уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи учащихся. Между тем, задачи учителя остаются прежними - развивать речь обучающихся и вести планомерную работу по формированию коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции процесс очень сложный и длительный. Большая роль отводится урокам русского языка. В АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) четко прописаны цель, задачи и результаты обучения русскому языку на момент окончания школы. Развитие коммуникативно-речевых навыков происходит через расширение представлений о языке и использовании умений для решения практических коммуникативно-речевых задач, через совершенствование навыка осознанного чтения, через развитие навыков речевого общения на материале доступных пониманию текстов.

И как результат, сформированность коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

Особую сложность в преподавании данного предмета представляет соотнесение учебного материала и реального речевого опыта обучающихся, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Несовершенство коммуникативных умений обучающихся с нарушением интеллекта осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Работая над темой, я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить школьников слышать и чувствовать особенности речи;
  • понимать значение речевых конструкций и воспроизводить их в обыденной речи;
  • чувствовать красоту родного слова, проникать в тайны подтекста.

Поэтому обучение на уроках строю с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре взаимоотношений, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п.

Возможность активно "включать" всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего разворачивание речевых ситуаций в форме игр. Использование игровых технологий на уроках литературного чтения и русского языка возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала. Наибольшее распространение находит применение игровых технологий при проведении уроков повторения, основной целью которых является определение полученных знаний и умений учащихся в обобщенной форме.

Игровые технологии на уроках могут внедряться в различных формах:

  1. игры-реконструкции, которые предполагают наличие воображаемой ситуации, происходящей в прошлом или настоящем, а также распределение ролей;
  2. игры-обсуждения, включающие в себя наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений;
  3. игры-соревнования, которым характерно наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей;
  4. игры-поручения, игровая задача и игровые действия в них опираются на предложения что-то сделать. Например, "Помоги Лулу расставить строчки в стихотворении", "Помоги Аленушке закончить пословицу" и т.д.;
  5. игры-предположения, типа "Что бы я сделал?", "Кем бы ты хотел быть и почему?", "Кого бы из героев сказки ты выбрал себе в друзья?" и т.д. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
  6. игры-загадки, используемые на уроках литературного чтения для проверки знаний по прочитанным произведениям, находчивости и т.д.;
  7. игры-беседы (диалоги), основу которых составляет общение педагога с учениками, детей с педагогом и учащихся друг с другом. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Необязательно проводить весь урок в игровой форме, можно использовать лишь отдельные игровые моменты, ситуации, позволяющие развивать у школьников интерес к литературному чтению и русскому языку.

Игра "Шифровка".
Дети расшифровав, узнают название произведения, над которым будут работать на уроке.

Игра "Собери слово".
Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы. Выпиши их по порядку. При правильном выполнении задания получится новое слово, которое будет темой урока.

Таким образом, применение игровых технологий на уроках позволяет создавать на уроке неформальную обстановку, позволяющую ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-либо новом качестве, реализовать навыки, сформированные в период обучения. Игровые технологии вызывают у детей интерес к урокам, делают их разнообразными, содержательными.

На уроках чтения и развития речи можно использовать и такой вид работы, как восстановление деформированного текста. Учащимся предлагается восстановить небольшой фрагмент текста из разрезанных и перемешанных предложений. Учащиеся устанавливают последовательность предложений, объясняют, кому они принадлежат, доказывают свою точку зрения, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно читают отрывок.

Работа с пословицами и поговорками может проводиться на разных этапах разбора художественного произведения. Например, перед началом чтения произведения: прочитайте пословицу, объясните ее смысл, попробуйте догадаться, о чем будет произведение (на какую тему), которое мы начнем читать сегодня на уроке.

Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует отдельно остановиться на обучении школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например: игра "Почемучка", задай вопрос, который бы начинался со слова почему. Важным аспектом в развитии навыков общения представляется создание на уроках атмосферы, благоприятствующей этому процессу.

Необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности, это создает благоприятный эмоциональный климат. Речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя. Одним из основных качеств речи учителя должна быть уместность, коммуникативная целесообразность. Устные ответы умственно отсталых школьников должны быть в первую очередь направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя.

Необходимо поощрять стремление каждого ребенка всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, а также обсуждение участниками способов своего действия. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Установка учителя на продолжительную работу по формированию коммуникативной компетенции, подбор и разработка целенаправленной системы упражнений и речевых задач с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника, необходимость многократного повторения учебного материала, правильная с соблюдением всех норм произношения и словоупотребления речь учителя способствуют формированию коммуникативно-речевых навыков обучающихся.