Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил
"Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений», - Алексей Алексеевич Леонтьев.
ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
- добывать новые знания;
- применять полученные знания на практике;
- оценивать своё знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию.
В своей работе использую формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся с ЗПР:
- групповая форма работы;
- игровая форма работы;
- творческие задания;
- тестовые задания;
- практическая работа;
- ролевые и деловые игры;
- исследовательская деятельность.
У обучающегося с ЗПР замедлены приёмы переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний я даю небольшими порциями. При каждом затруднении возвращаюсь к подробному объяснению. Объяснение строю через рассуждение. При подборе содержания занятий обязательно учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускаю излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Для того, чтобы ребёнок с задержкой психического развития был успешным в обучении, он должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт.
Современный образовательный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. В своей работе использую образовательную платформу учи.ру, на которой дети с удовольствием выполняют задания. Использование данной платформы позволяет повысить мотивацию ребёнка путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий. Знания не даются в готовом виде, ребёнку предлагаются наводящие вопросы и создаются условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Замечательно, что дети видят свои ошибки, тут же могут их устранить.
Одним из составляющей функциональной грамотности является "Финансовая грамотность». Финансовая грамотность для младшего школьника – это умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объёмах. Для её формирования на уроках и внеурочной деятельности использую ролевые игры. Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой. Они создают условия для познания через чувства, эмоциональное переживание, через активную деятельность.
Приведу пример внеурочного занятия "Своя игра».
Учебно-игровые цели игры: закрепление навыка устных арифметических действий, тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами.
Предметное содержание игры: математика, а также сфера социальных отношений: нормы вежливого обращения к покупателю, продавцу, правила поведения в магазине и т.д.
Выполняя задания, дети зарабатывают балы (деньги), затем отправляются в магазин за покупками. Каждый ребёнок пробует себя в роли кассира, продавца и покупателя.
Такой вариант игры усиливает социально-психологический эффект, учит детей правильно реагировать в конфликтных ситуациях и уметь отстаивать свои интересы.
Дети с ЗПР должны быть максимально хорошо подготовлены к самостоятельной жизни, в которой им придётся решать массу повседневных вопросов бытового характера разной степени сложности. Именно развитие функциональной грамотности позволит транслировать им необходимые навыки для комфортного и позитивного взаимодействия в обществе.