Формирование функциональной грамотности обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

"Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений», - Алексей Алексеевич Леонтьев.

ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;
  • применять полученные знания на практике;
  • оценивать своё знание-незнание;
  • стремиться к саморазвитию.

В своей работе использую формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся с ЗПР:

  • групповая форма работы;
  • игровая форма работы;
  • творческие задания;
  • тестовые задания;
  • практическая работа;
  • ролевые и деловые игры;
  • исследовательская деятельность.

У обучающегося с ЗПР замедлены приёмы переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний я даю небольшими порциями. При каждом затруднении возвращаюсь к подробному объяснению. Объяснение строю через рассуждение. При подборе содержания занятий обязательно учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускаю излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Для того, чтобы ребёнок с задержкой психического развития был успешным в обучении, он должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт.

Современный образовательный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий. В своей работе использую образовательную платформу учи.ру, на которой дети с удовольствием выполняют задания. Использование данной платформы позволяет повысить мотивацию ребёнка путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий. Знания не даются в готовом виде, ребёнку предлагаются наводящие вопросы и создаются условия, при которых тот сможет разобраться и найти ответ сам. Задания интересные, разного уровня сложности, в форме интерактивной игры. Замечательно, что дети видят свои ошибки, тут же могут их устранить.

Одним из составляющей функциональной грамотности является "Финансовая грамотность». Финансовая грамотность для младшего школьника – это умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объёмах. Для её формирования на уроках и внеурочной деятельности использую ролевые игры. Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой. Они создают условия для познания через чувства, эмоциональное переживание, через активную деятельность.

Приведу пример внеурочного занятия "Своя игра».

Учебно-игровые цели игры: закрепление навыка устных арифметических действий, тренировка в решении задач на стоимость и обращении с деньгами.

Предметное содержание игры: математика, а также сфера социальных отношений: нормы вежливого обращения к покупателю, продавцу, правила поведения в магазине и т.д.

Выполняя задания, дети зарабатывают балы (деньги), затем отправляются в магазин за покупками. Каждый ребёнок пробует себя в роли кассира, продавца и покупателя.

Такой вариант игры усиливает социально-психологический эффект, учит детей правильно реагировать в конфликтных ситуациях и уметь отстаивать свои интересы.

Дети с ЗПР должны быть максимально хорошо подготовлены к самостоятельной жизни, в которой им придётся решать массу повседневных вопросов бытового характера разной степени сложности. Именно развитие функциональной грамотности позволит транслировать им необходимые навыки для комфортного и позитивного взаимодействия в обществе.