Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинска школа-интернат", Карпинск

Одним из вызовов современности является требование к человеку с достаточно развитой функциональной грамотностью. "Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений", это определение лингвиста, психолога, кандидата педагогических наук Александра Леонтьева наиболее актуально для обучающихся с ОВЗ (начальная школа).

Функциональная грамотность состоит из составляющих:

  • читательская;
  • математическая;
  • естественно-научная;
  • финансовая;
  • глобальные компетенции;
  • rреативное мышление.

Курс внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" имеет серьезный потенциал для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ. Финансовая грамотность как одна из составляющих компонентов функциональной грамотности - это способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Область содержания заданий:

  • деньги и денежные операции;
  • планирование и управление финансами.

Комплекс заданий:

  • домашний и семейный (дом, семья).

Планируемые результаты овладения финансовой грамотности:

  • уметь различать и считать наличные деньги (купюры, монеты);
  • уметь правильно сосчитать сдачу;
  • уметь различать формы денег (наличные, пластиковые карты);
  • осознавать разницу между базовыми потребностями и импульсивными желаниями;
  • осознавать необходимость ограничивать свои желания;
  • понимать отличия обязательных и необязательных расходов;
  • осознавать необходимость учета и планирования своих доходов и расходов;
  • уметь откладывать средства на необходимые цели.

Технологии, используемые на занятиях:

  • учебное сотрудничество (задания на работу в парах или в малых группах);
  • ситуационные задачи ( по Л.Илюшину);
  • учебно-познавательные задачи;
  • имитационные, ролевые или деловые игры;
  • элементы технологии развития критического мышления (работа с текстом с недостающими данными, кластеры, соотнесение с исходными данными, прогнозирование последствий и изменений);
  • тестирование (на установление соответствия, с выбором одного ответа, с множественным выбором).

Особое место занимает кейс-технология (основывается на реальном фактическом материале, приближена к реальной жизненной ситуации, дети должны разобраться в сути проблемы и предложить пути ее решения), в конце получится должен продукт: советы, рекомендации, плакат, заполненная таблица или другое.

Особенности практико-ориентированных заданий для детей с ОВЗ.

  1. Задача, поставленная перед обучающимися, решается с помощью предметных знаний.
  2. В каждом из заданий описывается ситуация, близкая и понятная обучающимся.
  3. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни ребенка.
  4. Вопросы задания изложены простым, ясным языком и немногословны.
  5. Все вопросы однозначны для интерпретации, чтобы исключить двусмысленность выполняемого задания.
  6. Использовать тексты, иллюстрации, рисунки, фрагменты карт, таблицы, схемы, диаграммы.
  7. Задания комплексные и структурированные, могут состоять из нескольких вопросов.

Для диагностики функциональной грамотности можно использовать комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие различные форматы представления информации, охватывающие все оценивающие компетентности) (Приложение 1).
При решении практико – ориентированных и комплексных заданий используется витагенный подход, основанный на актуализации жизненного опыта обучающихся. Уместное применение способствует развитию умения находить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическим, цифровом). Научить обучающихся с ОВЗ адекватному выбору поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, связанных с финансовыми потоками, разумной ориентации в информации, связанной с финансами, принимать на себя ответственность за личные деньги – главная задача педагога.

 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc1564 Кб