Цифровые технологии на уроках математики в школе, реализующей АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гарипова Альфира Альфертовна, учитель, ГБОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Современные подходы к обучению математике в общеобразовательном учреждении, реализующие АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагают, что обучающиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для адаптации в социуме, продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных, так и в инновационных формах. А в классе с умственно отсталыми детьми позволяет распределить время урока так, что у меня появляется больше время для индивидуальной работы, а у детей – возможность получить полноценное образование по предмету.
Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому с реализацией Федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", появилась возможность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.

Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР на уроках математики проста в использовании, но только для определенной категории детей с нарушением интеллекта – это обучающиеся 8 и 9 классов. Это те дети, которые овладели знаниями на уроках "Информатики" и умеют составлять тесты, кроссворды, пользоваться интернет ресурсами. Например, чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, набирать текст, найти картинку на страницах интернета. Поэтому можно дать успешным ученикам в качестве самостоятельного задания создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, развивается творческое воображение, формируются навыки самостоятельной работы.

Также на уроках математики можно использовать LearningApps.org. LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее - упражнений). Данные упражнения создаются мной онлайн и в дальнейшем используются в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и можно их интегрировать в сценарии обучения. При этом упражнениями на уроках математики могут работать все категории детей с интеллектуальными нарушениями.

Образовательная платформа Яндекс Учебника позволяет выдавать разные задания разным группам детей на уроках математики вплоть до индивидуальных. Кроме того, те задания, которые выдаю ученикам, они автоматически проверяются системой. Мне, как учителю остаётся лишь воспользоваться результатами этой проверки.

Дифференцированная работа состоит не только в том, чтобы выдать разным группам детей разные задания и проверить их, но и активизировать учебный процесс, спланировать работу для каждой из этих групп с учетом их особенностей. В этом помогает учебная аналитика. Учебная аналитика – это исследование, основанное на компьютерном сборе анализе и представлении данных об обучающихся и их действиях с целью понимания и оптимизации учебного процесса.

Таким образом, использование ЦОР на уроках математики в общеобразовательном учреждении, реализующие АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по математике, выстроенных как в традиционных формах, так и инновационных формах, прежде всего, для организации самостоятельной работы обучающихся под руководством учителя. Одно из главных условий успешности применение ЦОР – отбор качественного материала, отвечающего целям учебного процесса, включение его в структуру урока.

Используя ЦОР на своих уроках, пришла к выводу, что применение цифровых образовательных ресурсов – не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики.

ЦОРы можно применять на всех типах уроков и на комбинированном, и на уроке контроля и коррекции, и на уроке совершенствования знаний и умений, используя при этом различные формы и фронтальную, и индивидуальную, и групповую. Помогают быстро найти необходимую информацию, существенно экономят, время позволяют в оптимальном темпе, проверить знания по определённой теме. Уроки математики с использованием информационных технологий интересны детям. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

Я считаю, что использование ЦОР в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию к обучению.

Литература

  1. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики. http://festival.1september.ru/articles/411543/ 
  2. https://easyen.ru/load/metodika/attestacija/referat_dlja_attestacii/321-1-0-32619 
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru 
  4. Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения http://edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845 
  5. https://learningapps.org/impressum.php