Ефимова Татьяна Ивановна, учитель, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский
В статье представлен опыт работы учителей трудового обучения и ОСЖ (Основы Социальной Жизни) по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социально-жизненных компетенций и психологической готовности к выбору профессии через участие их в социальном проекте (сюжетно-ролевой игре) "Я и мир профессий". Участники - с 5 по 9 класс.
В соответствии с требованиями современных нормативных правовых документов в сфере образования одним из наиболее важных аспектов обучения является формирование социально-жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для данной категории школьников важно не только овладение академическими знаниями, умениями, но и развитие жизненного опыта, получение возможности стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни. Однако, как показывает практика, эти обучающиеся не в состоянии самостоятельно освоить образцы социальных и бытовых задач. Именно уроки "ОСЖ", трудового обучения, проведение школьной предметной недели помогают успешно реализовать эти задачи.
При планировании социального проекта "Я и мир профессий" учитывались четыре основополагающих принципа, позволяющие научить детей следующему: жить, сосуществовать в коллективе, стремиться к получению новых знаний и умений, работать (ведь социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников очень важна).
Целью социального проекта было создание условий для формирования ключевых жизненных компетенций в бытовой деятельности и профессионально-трудовой сфере.
Этапы игры
I. Подготовительный. На этот этап отводиться два дня. См. пр. № 1 - "Услуги". Обучающиеся получают информацию: об предоставляемых услугах, какие организованы ОООТ (открытая образовательная организация труда), какие профессии и правила игры (например, ученик может принять самостоятельно решение об устройстве на работу в несколько ОООТ на разные профессии). Обязательно оформляется трудовая книжка с записью. Все этапы деятельности проводятся по расписанию уроков трудового обучения и ОСЖ. Роль биржи труда и отдела кадров выполняет учитель и оказывает необходимую помощь школьникам. Работу банка может взять на себя учитель математики (или успешный ученик в этой области).
II. Практическая часть. На данном этапе деятельность обучающихся заключалась в трудовой практике.
- В выбранном ОООТ в течение четырех дней ученики зарабатывают денежные купюры, у каждого учителя есть свой прайс-лист работ (см. пр. № 2 "Прайс-лист").
- С третьего дня игры, начинает работать банк.
- В последний день игры работают социально-игровые зоны: кафе "ОНИТА", магазин "Fixprice", кинотеатр "Fox", где ученики имеют возможность самостоятельно сориентироваться в выборе, куда потратить деньги.
III. Рефлекция обучающихся и анализ педагога.
- Роль учителя в социальном проекте:
До игры он инструктор. В процессе – куратор, по окончании – руководитель рефлексии. - Учитель не вмешивается в игру, а незаметно оказывает помощь и направляет.
Возможные затруднения: ученик не захочет или на половине игры откажется принимать участие.
Помощь:
- посещение психолога с целью мотивации на дальнейшую деятельность;
- социального педагога с целью разъяснения обязанностей;
- индивидуальное сопровождение ученика.
Таким образом, одним из условий эффективного получения социального опыта является индивидуальная работа с обучающимися. От самостоятельного выбора профессии, написания заявления на приём на работу до трудовой практики, получения "денежных" средств и самостоятельного их распределения (на покупки, на досуг или под проценты в банк). Никакая информационная технология не даст столько возможностей получить подростку жизненный опыт. Здесь обучающиеся могут видеть, как и где можно применить свои знания в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Ведь живое общение – это незаменимая часть нашей жизни. Сама игра требовала, чтобы у обучающихся был тот уровень знаний и умений, которые необходимы для социализации обучающихся.
Проблемные ситуации, которые возникали во время реализации проекта, позволили школьникам понять, с чем они уже знакомы, а что знают еще недостаточно. В результате в сознании учеников возникал мотивационный запрос (зачем, для чего). При помощи его педагог включает подсознание в сферу эмоций ребенка, т.к. знает, что заинтересованность появляется, когда происходит чувство и тогда рождается масса вопросов.
Таким образом, социальный проект позволяет выявить следующее:
- понять обучающимся, как они готовы к жизненным реальным ситуациям;
- получить реальный социальный опыт;
- повысить уровень социальной адаптации;
- увеличить проявление активности;
- развить умение самостоятельно и совместно решать поставленные задачи;
- повысить интерес к обучению;
- осознать ответственность за своё будущее;
- применить социально-нравственные ориентации;
- эмоционально комфортное обучение;
- удовлетворенность учителя своей работой.
Литература
- Романова Е.С, Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ.- М., Академия, 2012
- Уматалиева К. Т. Применение метода "Деловая игра" в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности // Молодой ученый. - 2013